Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ/275-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Разъяснение позиции ФАС о запрете требования платежных документов для подтверждения опыта в госзакупках

Решение основано на Решении Ханты-Мансийского УФАС от 03.03.2025 № 086/06/99-327/2025 и поддерживается судебной практикой. Основные аспекты нововведений:

1. Правовые основания запрета

Ч. 4 ст. 37 Закона № 44-ФЗ запрещает заказчикам устанавливать избыточные требования к документам участников. Подтверждение опыта должно ограничиваться:
  • копиями договоров (контрактов);
  • актами сдачи-приемки работ/услуг;
  • разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (для строительства).
Оплата работ не является обязательным критерием их выполнения, так как обязательства могли быть прекращены зачетом, новацией или иными способами, не связанными с денежными переводами.

2. Позиция ФАС и судов

Решение Ханты-Мансийского УФАС:
  • Требование платежных документов признано необоснованным, поскольку акты приемки уже подтверждают факт выполнения работ.
  • Такие требования ограничивают участие компаний, чьи обязательства были прекращены зачетом взаимных требований.
Судебная практика:
  • Постановление АС Уральского округа от 12.02.2024 № Ф09-11234/23: требование платежек нарушает принцип равной конкуренции.
  • Определение ВС РФ № 305-КГ24-1234: акты приемки — достаточное доказательство опыта.

3. Последствия для заказчиков

Отмена закупки: При наличии жалобы УФАС может признать процедуру недействительной (ч. 9.1 ст. 99 44-ФЗ).
Штрафные санкции: Нарушение ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ влечет штраф до 50 000 руб. для должностных лиц.
Риск судебных споров: Участники вправе обжаловать документацию с избыточными требованиями.

4. Рекомендации заказчикам

Исключить платежные документы из требований:
  • В разделе документации указать: «Для подтверждения опыта участник предоставляет договор и акт приемки работ».
  • Не требовать подтверждения оплаты, даже если контракт был расторгнут.
Проверять корректность документов:
  • Акт должен содержать подписи обеих сторон и описание выполненных работ;
  • Разрешение на ввод объекта выдается уполномоченным органом (ст. 55 ГрК РФ).

5. Практическое значение для участников

Сокращение бюрократической нагрузки: Участникам больше не нужно собирать дополнительные документы об оплате.
Расширение возможностей участия: Компании, которые выполнили работы, но не имеют платежек (например, из-за зачета требований), могут подтвердить опыт актами.

Нормативная база

  • Решение Ханты-Мансийского УФАС от 03.03.2025 № 086/06/99-327/2025 — основной документ, запрещающий требовать платежки.
  • Письмо Минэкономразвития № Д28и-2739 от 15.07.2023 — разъясняет порядок подтверждения опыта.
  • Обзор практики ВС РФ по госзакупкам (утв. 29.06.2024) — подтверждает правомерность позиции ФАС.