Изменения в порядке определения НМЦК и цены контракта на медицинские изделия: ключевые аспекты Приказа Минздрава №26н от 22.01.2025
— Заказчики обязаны учитывать контракты, заключенные и исполненные:
• на территории субъекта РФ, где расположен заказчик;
• в сопредельных субъектах РФ;
• в пределах федерального округа заказчика.
Цель нововведения:
— Учет региональной специфики цен на медицинские изделия.
— Стимулирование локализации поставок и поддержка местных производителей.
— Снижение логистических издержек и рисков неисполнения контрактов.
Как это влияет на НМЦК?
— Раньше: НМЦК могла формироваться на основе данных по всей России.
— Теперь:
• При расчете НМЦК методом анализа рынка или сопоставимых рыночных цен заказчик обязан использовать только контракты из своего региона, соседних субъектов или федерального округа.
• Это может привести к изменению средней цены (например, снижению в регионах с низкой стоимостью медтехники или росту в районах с дефицитом поставщиков).
Последствия для заказчиков:
— Фильтрация данных реестра: Требуется настройка фильтров в ЕИС (Единой информационной системе) для выборки контрактов по географическому признаку.
— Обновление методик расчета НМЦК: Необходимо внести изменения в Положение о закупке и внутренние регламенты.
Риски:
• Уменьшение конкуренции, если в регионе мало поставщиков.
• Сложности с обоснованием цены при недостатке данных в реестре.
• Возможные претензии ФАС, если НМЦК рассчитана с нарушением территориальных ограничений.
Практические шаги для заказчиков:
— Провести аудит текущих методик расчета НМЦК и внести корректировки с учетом новых правил.
— Обучить сотрудников работе с отфильтрованными данными реестра.
— Наладить взаимодействие с местными и региональными поставщиками, чтобы обеспечить достаточное количество участников закупок.
— Проверить интеграцию ЕИС с территориальными фильтрами для автоматизации выборки данных.
Исключения и особенности:
— При отсутствии релевантных контрактов в указанных регионах заказчик вправе использовать данные по РФ (требуется документальное обоснование).
— Ограничения не применяются к закупкам уникального оборудования или изделий, которые производятся только в определенных регионах.
Сроки и ответственность:
— Приказ действует с 22 января 2025 года.
— Нарушение правил расчета НМЦК может привести к штрафам по ст. 7.29–7.32 КоАП РФ (например, до 50 тыс. руб. для должностных лиц).
Итог:
Изменения направлены на повышение эффективности закупок медицинских изделий с учетом региональных особенностей. Заказчикам необходимо оперативно адаптировать процессы, чтобы избежать рисков и обеспечить соответствие новым требованиям. Рекомендуется провести правовой аудит закупочной документации и усилить взаимодействие с местными поставщиками.
- Суть изменений:
— Заказчики обязаны учитывать контракты, заключенные и исполненные:
• на территории субъекта РФ, где расположен заказчик;
• в сопредельных субъектах РФ;
• в пределах федерального округа заказчика.
Цель нововведения:
— Учет региональной специфики цен на медицинские изделия.
— Стимулирование локализации поставок и поддержка местных производителей.
— Снижение логистических издержек и рисков неисполнения контрактов.
Как это влияет на НМЦК?
— Раньше: НМЦК могла формироваться на основе данных по всей России.
— Теперь:
• При расчете НМЦК методом анализа рынка или сопоставимых рыночных цен заказчик обязан использовать только контракты из своего региона, соседних субъектов или федерального округа.
• Это может привести к изменению средней цены (например, снижению в регионах с низкой стоимостью медтехники или росту в районах с дефицитом поставщиков).
Последствия для заказчиков:
— Фильтрация данных реестра: Требуется настройка фильтров в ЕИС (Единой информационной системе) для выборки контрактов по географическому признаку.
— Обновление методик расчета НМЦК: Необходимо внести изменения в Положение о закупке и внутренние регламенты.
Риски:
• Уменьшение конкуренции, если в регионе мало поставщиков.
• Сложности с обоснованием цены при недостатке данных в реестре.
• Возможные претензии ФАС, если НМЦК рассчитана с нарушением территориальных ограничений.
Практические шаги для заказчиков:
— Провести аудит текущих методик расчета НМЦК и внести корректировки с учетом новых правил.
— Обучить сотрудников работе с отфильтрованными данными реестра.
— Наладить взаимодействие с местными и региональными поставщиками, чтобы обеспечить достаточное количество участников закупок.
— Проверить интеграцию ЕИС с территориальными фильтрами для автоматизации выборки данных.
Исключения и особенности:
— При отсутствии релевантных контрактов в указанных регионах заказчик вправе использовать данные по РФ (требуется документальное обоснование).
— Ограничения не применяются к закупкам уникального оборудования или изделий, которые производятся только в определенных регионах.
Сроки и ответственность:
— Приказ действует с 22 января 2025 года.
— Нарушение правил расчета НМЦК может привести к штрафам по ст. 7.29–7.32 КоАП РФ (например, до 50 тыс. руб. для должностных лиц).
Итог:
Изменения направлены на повышение эффективности закупок медицинских изделий с учетом региональных особенностей. Заказчикам необходимо оперативно адаптировать процессы, чтобы избежать рисков и обеспечить соответствие новым требованиям. Рекомендуется провести правовой аудит закупочной документации и усилить взаимодействие с местными поставщиками.