1. Методы обоснования НМЦК
Основным методом для определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК) при благоустройстве территорий является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Это приоритетный метод согласно ст. 22 Федерального закона №44-ФЗ, который требует анализа цен идентичных или однородных товаров/работ/услуг на рынке.
- Используются общедоступные источники: прайсы, сайты поставщиков, данные ЕИС (Единой информационной системы), скриншоты с указанием даты и времени формирования 10.
- Проектно-сметный метод не применяется, если работы не связаны со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства.
2. Исключение резерва на непредвиденные расходы
Согласно п. 179 Методики Минстроя №421/пр, резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен только для:
- Разработки рабочей документации.
- Строительства, где требуется разрешение или экспертиза проектной документации (постановление Правительства №486 от 12.04.2025).
- При благоустройстве (озеленение, установка освещения, детских площадок и т.д.) резерв не включается, так как эти работы не относятся к капитальному строительству и не требуют рабочей документации в обязательном порядке.
3. Изменение условий госконтракта
С 1 июля 2025 года вступают поправки в закон №44-ФЗ, разрешающие корректировать условия контрактов на благоустройство при изменении объема работ до 10% от НМЦК. Например, при необходимости изменения проектных решений по пожеланиям жителей или из-за непредвиденных обстоятельств (сложный грунт, климатические условия).
- Это позволяет избежать расторжения контракта и проведения допзакупок, сокращая сроки реализации проектов.
- Однако существует риск злоупотреблений, например, необоснованного увеличения стоимости работ без конкурентных процедур.
4. Особенности использования проектной документации
Рабочая документация для благоустройства не требуется, если:
- Работы не связаны с объектами капитального строительства.
- Не требуется разрешение на строительство или экспертиза проектной документации (согласно постановлению №486) .
- В таких случаях обоснование НМЦК основывается на рыночных данных, а не на сметных расчетах.
5. Правовые риски и рекомендации
- Проверка сопоставимости цен: при использовании данных из интернет-источников важно подтвердить, что условия закупки (объем, сроки, характеристики) соответствуют рыночным предложениям .
- Документальное обоснование: скриншоты сайтов с ценами должны содержать дату и время формирования, чтобы исключить претензии контролирующих органов.
- Соблюдение лимитов: например, при НМЦК свыше 3 млн рублей нельзя использовать запрос котировок, а свыше 600 тыс. рублей — закупку у единственного поставщика (кроме электронных процедур) .
Заключение
При заключении госконтрактов на благоустройство территорий ключевыми аспектами являются:
- Применение метода анализа рынка для НМЦК.
- Исключение резервов на непредвиденные расходы.
- Учет новых законодательных поправок о гибкости изменения условий контрактов.
- Использование актуальных данных из общедоступных источников с надлежащим документальным оформлением.
Для минимизации рисков рекомендуется регулярно обновлять информацию о ценах и учитывать разъяснения Минстроя и Минэкономразвития, особенно в части применения методов обоснования НМЦК