Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Особенности заключения госконтрактов и обоснования НМЦК, в которых проводятся мероприятия по благоустройству

1. Методы обоснования НМЦК

Основным методом для определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК) при благоустройстве территорий является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Это приоритетный метод согласно ст. 22 Федерального закона №44-ФЗ, который требует анализа цен идентичных или однородных товаров/работ/услуг на рынке.
  • Используются общедоступные источники: прайсы, сайты поставщиков, данные ЕИС (Единой информационной системы), скриншоты с указанием даты и времени формирования 10.
  • Проектно-сметный метод не применяется, если работы не связаны со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства.

2. Исключение резерва на непредвиденные расходы

Согласно п. 179 Методики Минстроя №421/пр, резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен только для:
  • Разработки рабочей документации.
  • Строительства, где требуется разрешение или экспертиза проектной документации (постановление Правительства №486 от 12.04.2025).
  • При благоустройстве (озеленение, установка освещения, детских площадок и т.д.) резерв не включается, так как эти работы не относятся к капитальному строительству и не требуют рабочей документации в обязательном порядке.

3. Изменение условий госконтракта

С 1 июля 2025 года вступают поправки в закон №44-ФЗ, разрешающие корректировать условия контрактов на благоустройство при изменении объема работ до 10% от НМЦК. Например, при необходимости изменения проектных решений по пожеланиям жителей или из-за непредвиденных обстоятельств (сложный грунт, климатические условия).
  • Это позволяет избежать расторжения контракта и проведения допзакупок, сокращая сроки реализации проектов.
  • Однако существует риск злоупотреблений, например, необоснованного увеличения стоимости работ без конкурентных процедур.

4. Особенности использования проектной документации

Рабочая документация для благоустройства не требуется, если:
  • Работы не связаны с объектами капитального строительства.
  • Не требуется разрешение на строительство или экспертиза проектной документации (согласно постановлению №486) .
  • В таких случаях обоснование НМЦК основывается на рыночных данных, а не на сметных расчетах.

5. Правовые риски и рекомендации

  • Проверка сопоставимости цен: при использовании данных из интернет-источников важно подтвердить, что условия закупки (объем, сроки, характеристики) соответствуют рыночным предложениям .
  • Документальное обоснование: скриншоты сайтов с ценами должны содержать дату и время формирования, чтобы исключить претензии контролирующих органов.
  • Соблюдение лимитов: например, при НМЦК свыше 3 млн рублей нельзя использовать запрос котировок, а свыше 600 тыс. рублей — закупку у единственного поставщика (кроме электронных процедур) .

Заключение

При заключении госконтрактов на благоустройство территорий ключевыми аспектами являются:
  • Применение метода анализа рынка для НМЦК.
  • Исключение резервов на непредвиденные расходы.
  • Учет новых законодательных поправок о гибкости изменения условий контрактов.
  • Использование актуальных данных из общедоступных источников с надлежащим документальным оформлением.
Для минимизации рисков рекомендуется регулярно обновлять информацию о ценах и учитывать разъяснения Минстроя и Минэкономразвития, особенно в части применения методов обоснования НМЦК