Согласно актуальным разъяснениям ФАС России и положениям Закона №44-ФЗ, закупка услуг почтовой связи имеет строгие ограничения по выбору способа проведения процедур. Вот ключевые положения:
1. Условия закупки у единственного поставщика
Допустимые случаи:
Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком только для услуг:
Государственные знаки почтовой оплаты (ГЗПО):
Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком только для услуг:
- Пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовые карточки, письма, бандероли);
- Передача внутренней телеграммы.
Государственные знаки почтовой оплаты (ГЗПО):
- Их закупка возможна у единственного поставщика в рамках лота, включающего перечисленные выше услуги. Например, почтовые марки или франкировальные оттиски, используемые для подтверждения оплаты услуг связи.
2. Обязательность конкурентных процедур для иных услуг
Критерии:
Любые услуги почтовой связи, не входящие в перечень из п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, должны закупаться через:
Любые услуги почтовой связи, не входящие в перечень из п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, должны закупаться через:
- Электронные аукционы;
- Запросы котировок;
- Конкурсы.
- Международная почтовая связь;
- Экспресс-доставка;
- Услуги сотовой связи;
- Доступ к интернету .
3. Правовые основания
Ст. 93 Закона №44-ФЗ:
Закрепляет закрытый перечень случаев закупки у единственного поставщика. Услуги, не относящиеся к сфере естественных монополий (например, перечисленные в Постановлении Правительства №637), не подпадают под исключения.
Судебная практика:
Нарушение этих правил приводит к признанию контрактов недействительными. Например, в решении ФАС по делу № ВП-116/15 подчеркивалось, что включение в закупку у единственного поставщика услуг, не связанных с естественными монополиями, нарушает принцип конкуренции.
Закрепляет закрытый перечень случаев закупки у единственного поставщика. Услуги, не относящиеся к сфере естественных монополий (например, перечисленные в Постановлении Правительства №637), не подпадают под исключения.
Судебная практика:
Нарушение этих правил приводит к признанию контрактов недействительными. Например, в решении ФАС по делу № ВП-116/15 подчеркивалось, что включение в закупку у единственного поставщика услуг, не связанных с естественными монополиями, нарушает принцип конкуренции.
4. Рекомендации заказчикам 812
Проверка классификации услуг:
Убедитесь, что закупаемые услуги соответствуют определению «общедоступной почтовой связи» (Постановление №637).
Анализ документации:
Если в документации не указана возможность снижения цены на НДС или иные корректировки, односторонние изменения незаконны.
Учет лимитов:
Для закупок на сумму до 600 тыс. руб. допустимо использование общего основания для ЕП (п. 4 ч. 1 ст. 93), но только если услуги не относятся к естественным монополиям.
Убедитесь, что закупаемые услуги соответствуют определению «общедоступной почтовой связи» (Постановление №637).
Анализ документации:
Если в документации не указана возможность снижения цены на НДС или иные корректировки, односторонние изменения незаконны.
Учет лимитов:
Для закупок на сумму до 600 тыс. руб. допустимо использование общего основания для ЕП (п. 4 ч. 1 ст. 93), но только если услуги не относятся к естественным монополиям.
5. Примеры нарушений
Недопустимая закупка:
- Заключение контракта с «Почтой России» на услуги международной доставки без проведения аукциона — такое решение будет оспорено ФАС.
- Приобретение марок для отправки писем в рамках лота с услугами пересылки — правомерно.
Заключение:
Заказчикам необходимо строго соблюдать закрытый перечень исключений для закупок у единственного поставщика. Любые отклонения от правил, установленных ст. 93 Закона №44-ФЗ и разъяснениями ФАС, могут привести к признанию процедуры недействительной.