Минфин упростил процедуру: Что изменилось в описании товаров при закупке у единственного поставщика
Введение
Осень 2025 года принесла государственным и муниципальным заказчикам долгожданное разъяснение, упрощающее один из рутинных процессов. Минфин России в своем письме от 19.09.2025 № 24-06-06/91154 четко обозначил, как должно формироваться описание товара при проведении закупки у единственного поставщика в электронной форме. Ключевой посыл документа: в таких закупках не требуется формировать полноценное описание объекта по строгим правилам статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Это существенно снижает административную нагрузку на заказчиков и минимизирует риски ошибок.
Суть нововведения: От сложного к простому
До выхода разъяснительного письма у заказчиков часто возникали вопросы: нужно ли при закупке у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ соблюдать все те же требования к описанию объекта закупки, что и в конкурентных процедурах? Минфин дал однозначный ответ — нет.
Согласно позиции Департамента бюджетной политики, часть 12 статьи 93 44-ФЗ устанавливает закрытый перечень информации и документов, которые должны быть в извещении о закупке. Формирование отдельного электронного документа с описанием объекта закупки по статье 33 в этот перечень не входит.
Что это означает на практике?
Заказчик обязан указать в извещении лишь:
- Одно наименование товара.
- Одну начальную цену за единицу.
- Один срок и место поставки.
- Наименование и характеристики товара, взятые напрямую из официального каталога товаров, работ, услуг (КТРУ).
Таким образом, процесс описания товара сводится к его выбору из каталога, что делает процедуру максимально простой и стандартизированной.
Ключевые последствия для заказчиков
Упрощение процедуры описания повлекло за собой еще два важных следствия, о которых прямо сообщил Минфин.
1. Неприменение специальных правил для лекарственных препаратов
Одним из самых значимых упрощений стало то, что на закупки у единственного поставщика не распространяются требования Постановления Правительства РФ № 1380. Эти правила обязывали заказчиков при описании лекарств указывать возможность поставки препаратов в различных лекарственных формах, дозировках и первичных упаковках, если они имеются в государственном реестре.
Теперь, при закупке лекарства у единственного поставщика в электронной форме, заказчик просто выбирает нужную позицию из КТРУ, не усложняя описание поиском и указанием всех возможных эквивалентов.
2. Неприменение особенностей национального режима
Аналогичным образом, не применяются и особенности описания товаров в соответствии с национальным режимом (ПП РФ № 1875). Данное постановление устанавливает порядок включения в описание закупки условий о запрете и ограничении допуска товаров иностранного происхождения.
При закупке по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ заказчик освобожден от необходимости формирования и обоснования таких условий в описании объекта. Товар указывается так, как он представлен в каталоге.
Почему это важно? Практическая значимость изменений
- Сокращение времени на подготовку закупки. Отпадает необходимость в трудоемком составлении детального описания, соответствующего всем требованиям ст. 33 44-ФЗ и смежных подзаконных актов.
- Снижение рисков ошибиться. Минимизируется вероятность признания закупки недействительной из-за некорректного описания объекта, отсутствия указания на эквиваленты для лекарств или ошибок в оформлении документов по национальному режиму.
- Повышение прозрачности и стандартизации. Использование исключительно позиций из КТРУ делает описание товара универсальным и понятным для всех участников.
- Ускорение процедуры. Упрощенный процесс позволяет быстрее разместить извещение и заключить контракт, что критически важно в срочных случаях, для которых часто и применяется закупка у единственного поставщика.
На что обратить внимание?
Несмотря на все упрощения, заказчикам важно помнить о базовых требованиях к закупке у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93:
- Закупка проводится в электронной форме.
- В извещении указывается один товар с одной ценой, одним сроком и местом поставки.
- Обязательно использование актуальной версии КТРУ.
Заключение
Письмо Минфина России от 19.09.2025 № 24-06-06/91154 стало важным шагом на пути к дебюрократизации контрактной системы. Разъяснения ведомства снимают множество спорных вопросов и существенно облегчают жизнь заказчикам, проводящим закупки у единственного поставщика в электронной форме. Теперь, готовя извещение о такой закупке, можно смело ограничиться данными из каталога КТРУ, не опасаясь необходимости применять сложные специальные правила описания. Это позволяет сосредоточиться на сути закупки — оперативном и эффективном удовлетворении государственных и муниципальных нужд.
Документ: Письмо Минфина России от 19 сентября 2025 г. № 24-06-06/91154.