Обязательное использование Единого агрегатора торговли (ЕАТ) для ФГБУ: основные положения и последствия
Итог: Изменения направлены на цифровизацию и унификацию госзакупок. Учреждениям важно своевременно подготовиться к переходу на ЕАТ, чтобы избежать нарушений законодательства после января 2025 года.
- Нормативная база:
- С 16 января 2025 года вступили в силу изменения, внесенные Распоряжением Правительства РФ №27-р в Распоряжение №824-р от 28.04.2018. Теперь федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им ФГБУ обязаны проводить закупки через ЕАТ (ранее «Березка») в случаях, предусмотренных пп. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ.
- Что такое ЕАТ?
- Единый агрегатор торговли (ЕАТ) — электронная платформа для осуществления госзакупок, пришедшая на смену системе «Березка». Его использование направлено на стандартизацию процессов, повышение прозрачности и контроль за расходованием бюджетных средств.
- Применимые случаи (ст. 93 №44-ФЗ):
- Пункт 4: Закупки у субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства).
- Пункт 5: Закупки на сумму до 600 тыс. рублей (или до 1,5 млн рублей для учреждений науки, культуры и др.).
- Пункт 28: Специфические закупки, например, культурных ценностей, лекарств, товаров для ЧС и т.д.
- Раньше по этим пунктам допускалась закупка у единственного поставщика без использования электронных площадок. Теперь требуется обязательное проведение процедур через ЕАТ.
- Последствия для учреждений:
- Регистрация на ЕАТ: Учреждениям необходимо обеспечить аккредитацию на платформе.
- Обучение сотрудников: Требуется адаптация внутренних процессов и обучение персонала работе с ЕАТ.
- Изменение регламентов: Необходимо внести правки в локальные нормативные акты и документацию по закупкам.
- Преимущества и риски:
- Плюсы:
- Повышение конкуренции даже в закупках у единственного поставщика.
- Упрощение контроля со стороны регуляторов.
- Снижение коррупционных рисков за счет прозрачности.
- Риски:
- Технические сбои платформы на этапе внедрения.
- Увеличение сроков проведения закупок из-за необходимости освоения новой системы.
- Возможные сложности у поставщиков (например, отсутствие аккредитации в ЕАТ).
- Рекомендации для ФГБУ:
- Провести аудит текущих закупочных процессов и выявить процедуры, подпадающие под пп. 4, 5, 28 ст. 93 №44-ФЗ.
- Обеспечить обучение ответственных сотрудников работе с ЕАТ до 2025 года.
- Наладить взаимодействие с поставщиками, разъяснив им необходимость регистрации на ЕАТ.
Итог: Изменения направлены на цифровизацию и унификацию госзакупок. Учреждениям важно своевременно подготовиться к переходу на ЕАТ, чтобы избежать нарушений законодательства после января 2025 года.