Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Разъяснения о соблюдении письменной формы контракта

Согласно позиции Минфина России (Письмо № 24-01-10/15030 от 18.02.2025) и нормам законодательства РФ, государственные и муниципальные контракты не могут заключаться в устной форме, даже в случаях закупок у единственного поставщика по ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Однако допускается использование упрощенной письменной формы, если она соответствует требованиям закона. Вот ключевые положения:

1. Запрет устной формы контракта

  • По Закону № 44-ФЗ:
  • Все государственные и муниципальные контракты требуют письменного оформления (ч. 1 ст. 34). Устные соглашения исключены, даже для закупок у единственного поставщика.

2. Чеки и документы как контракт в простой письменной форме

  • Ст. 493 ГК РФ:
  • В розничной купле-продаже чек (кассовый или товарный) признается письменной формой договора, если содержит существенные условия сделки (наименование товара/услуги, сумму, дату, реквизиты продавца).
  • По ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ:
  • Такие документы приравниваются к контракту в простой письменной форме, если:
  • Закупка осуществляется у единственного поставщика на основаниях из ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, малые закупки до 600 тыс. руб.).
  • В документе отражены обязательные условия контракта: предмет, цена, сроки, реквизиты сторон.

3. Требования к реестру контрактов

  • Постановление Правительства РФ № 60 от 27.01.2022:
  • Даже контракты, оформленные в виде чеков или иных документов по ст. 493 ГК РФ, подлежат включению в реестр контрактов. Для этого необходимо:
  • Зафиксировать в реестре информацию о поставщике, цене контракта, предмете закупки.
  • Приложить скан документа (чека, накладной), подтверждающего исполнение.
  • Соблюдать сроки размещения сведений (не позднее 5 рабочих дней с даты заключения контракта).

4. Условия применения упрощенной формы

  • Основания для закупки у единственного поставщика:
  • Например, п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (малые закупки) или иные случаи из ст. 93.
  • Лимиты сумм:
  • Не превышать установленные законом пределы (600 тыс. руб. для большинства заказчиков, 800 тыс. руб. — для учреждений культуры).
  • Обоснованность:
  • В документах закупки должно быть указано, почему выбран единственный поставщик (например, отсутствие конкурентного рынка для малых закупок).

5. Позиция Минфина (Письмо № 24-01-10/15030)

Минфин подтверждает, что:
  1. Устная форма контракта запрещена.
  2. Чеки и аналогичные документы, соответствующие ст. 493 ГК РФ, считаются контрактом в простой письменной форме при соблюдении требований Закона № 44-ФЗ.
  3. Такие контракты подлежат отражению в реестре с приложением подтверждающих документов.

6. Риски и рекомендации

  • Нарушение письменной формы: Может привести к признанию контракта недействительным и штрафам по КоАП РФ (ст. 7.29–7.32).
  • Отсутствие обязательных реквизитов: Чек/накладная без указания предмета, цены или реквизитов сторон не будет считаться контрактом.
  • Реестр контрактов: Если документ не внесен в реестр, это нарушение ч. 5 ст. 103 Закона № 44-ФЗ.
Итог:
Государственные и муниципальные контракты с единственным поставщиком можно оформлять в упрощенной письменной форме (чеки, накладные), но только при соблюдении:
  • Оснований из ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • Лимитов по сумме;
  • Требований к реквизитам контракта;
  • Правил включения в реестр.
  • Устные соглашения запрещены в любых случаях.
Письмо Минфина России от 18 февраля 2025 г. N 24-01-10/15030 “О применении положений части 15 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ”

В связи с поступлением вопросов, касающихся изменений, внесенных Федеральным законом от 26 декабря 2024 г. N 484-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статьи 5 и 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), о заключении контракта в письменной форме, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), руководствуясь пунктом 4.6.1 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. N 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", в дополнение к письму от 20 октября 2023 г. N 24-01-07/99890 сообщает следующее.

1. Согласно пунктам 8 и 81 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ контракт, в том числе государственный контракт, муниципальный контракт, является договором, заключенным в письменной форме. При этом частью 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случаях закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ), пунктами 8, 9, 15, 20, 21, 22, 23, 26, 28, 29, 33, 37, 40, 41, 44, 45, 46, 50 - 53, 56, 63 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, контракт может быть заключен в простой письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для совершения сделок.

В этой связи контракт, в том числе государственный контракт, муниципальный контракт, не может быть заключен в устной форме, в том числе в предусмотренных частью 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ случаях закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю (пункт 1 статьи 160 ГК РФ). Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 ГК РФ (пункт 2 статьи 434 ГК РФ). Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 ГК РФ (пункт 3 статьи 434 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428 ГК РФ), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара (статья 493 ГК РФ).

В этой связи в случае, если контракт, указанный в части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, является договором розничной купли-продажи, такой договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено таким договором, условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель.

Таким образом, чеки и документы, являющиеся в соответствии с положениями статьи 493 ГК РФ формой договора розничной купли-продажи, являются в понимании части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контрактом, заключенным в простой письменной форме.

На такие чеки и документы распространяются положения Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60, касающиеся контракта, включения информации о таком контракте в реестр контрактов, заключенных заказчиками.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 44-ФЗ чеки и документы должны также содержать идентификационный код закупки. Учитывая, что обязательные реквизиты кассового чека, определенные статьей 47 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", идентификационного кода закупки не содержат, заказчик указывает соответствующий код на таком кассовом чеке самостоятельно.

3. Из положений пункта 6.3 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" следует, что работнику заказчика под отчет (далее - подотчетное лицо) могут быть выданы наличные деньги на расходы, связанные с осуществлением деятельности заказчика.

В случае выдачи наличных денежных средств под отчет к авансовому отчету, составляемому подотчетным лицом, прилагаются подтверждающие документы, при этом:

согласно положениям приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" подотчетное лицо заполняет в авансовом отчете (ф. 0504505) фактически израсходованные им суммы с указанием документов, подтверждающих произведенные расходы, и прилагает их к авансовому отчету;

согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 1 августа 2001 г. N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет" к авансовому отчету прилагаются документы, подтверждающие расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы).

В этой связи приложенный к авансовому отчету документ, подтверждающий произведенные подотчетным лицом расходы на закупку товаров, работ, услуг, связанные с осуществлением деятельности заказчика, является в понимании части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контрактом, заключенным в простой письменной форме.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом.

Директор Департамента Т.П. Демидова