Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ/275-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Новый порядок проверки локализации телеком-оборудования в 2025 году: Что меняется для производителей с 19 октября

Минпромторг ужесточил проверку локализации телеком-оборудования: Подробный разбор нового порядка

С 19 октября 2025 года в России вступает в силу новый регламент подтверждения отечественного происхождения телекоммуникационного оборудования. Приказ Минпромторга России от 08.08.2025 № 3897 утверждает обновленный порядок проверки выполнения требований локализации, который заменит собой ранее действовавшие документы . Это серьезный шаг, направленный на повышение прозрачности и достоверности процедур в сфере госзакупок и импортозамещения. Данная статья подробно разберет, что ждет производителей и какие именно аспекты производства попадают под усиленный контроль.

✅ Контекст: Почему ужесточают контроль?

Прежде чем перейти к разбору нового порядка, важно понимать, почему он появился. Проблема недобросовестного подтверждения локализации носит системный характер. Как показывают данные по другим отраслям, например, по светотехнике, до 40–60% продукции, поставляемой по госконтрактам, может не соответствовать заявленным требованиям по локализации . Недобросовестные производители иногда используют схему «тестовых партий»: для получения сертификата и включения в реестр РПП (российской промышленной продукции) закупается небольшая партия российских комплектующих, а впоследствии, для массового производства и поставок, происходит переход на более дешевые иностранные аналоги .
Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) неоднократно указывали на необходимость усиления контроля не только на этапе включения в реестр, но и на этапе поставок по госконтрактам . Новый порядок Минпромторга – это прямой ответ на эти вызовы, призванный очистить рынок и обеспечить реальное, а не формальное, импортозамещение.

📖 Подробный разбор нового порядка проверки

Новый регламент, утвержденный Приказом № 3897, вносит конкретику и повышает требования на всех этапах подтверждения локализации.
1. Двухэтапная процедура проверки
Проверка выполнения условий локализации будет проводиться в два обязательных этапа :
  • Документарная проверка. На этом этапе эксперты анализируют представленные заявителем документы, подтверждающие выполнение требований к технологическим операциям и использованию российских компонентов.
  • Выездная проверка. Следующий шаг – проверка на территории заявителя. Это позволяет удостовериться, что заявленные в документах процессы и мощности реально существуют и используются в производстве.
2. Охват всего производственного цикла
В отличие от предыдущих версий, новый порядок предписывает проверять не только конечный продукт, но и весь цикл его создания. Ключевыми объектами контроля становятся :
Научно-производственная база: Наличие на территории РФ собственной или контрактной базы для разработки, модернизации и тестирования оборудования и ПО.

Технические специалисты: Наличие в штате сотрудников, задействованных в этих процессах.

Ключевые компоненты: Обязательность использования:
  • Печатных плат, произведенных в РФ.
  • Интегральных схем российского производства (первого или второго уровня), особенно на основной системной плате или выполняющих функцию центрального процессора.
  • Прочей электронной компонентной базы отечественного происхождения.

Программное обеспечение: Применение встроенных прикладных программ, сведения о которых включены в реестр российского ПО или ПО стран ЕАЭС. Также проверяется владение правами на исходные коды и необходимые инструменты для его модификации .
3. Требования к экспертам
Для повышения качества и объективности проверок установлены строгие критерии к привлекаемым независимым экспертам :
  • Не менее 5 лет опыта работы в радиоэлектронной промышленности.
  • Наличие профильного высшего образования.
  • Отсутствие конфликта интересов.
Проведение проверок возлагается на подведомственные организации Минпромторга, обладающие необходимой аккредитацией .
Таблица: Ключевые изменения с введением нового порядка
Изменения в проверке промышленной продукции с 19 октября 2025 года
Аспект Ранее С 19 октября 2025 года
Процедура проверки Регулировалась приказами, утратившими силу Четкая двухэтапная процедура: документарная и выездная проверка
Требования к экспертам Не были столь детализированы Установлены строгие критерии: 5 лет опыта, профильное образование, нет конфликта интересов
Охват производства Акцент на конечной продукции Проверка всего цикла: НИОКР, тестирование, компоненты, ПО, права на ИС
Правовая основа Приказы Минпромторга № 2351 и № 3197 Приказ Минпромторга России от 08.08.2025 № 3897

💡 Практические последствия для производителей и заказчиков

Внедрение нового порядка повлечет за собой несколько важных последствий для всех участников рынка.
  • Для производителей: Возрастет административная нагрузка и необходимость в поддержании полной и прозрачной документальной базы на протяжении всего жизненного цикла продукции. Недобросовестные практики, такие как подмена компонентов после получения записи в реестре, будут выявляться с большей вероятностью, что повлечет исключение из реестра РПП и потерю доступа к госконтрактам .
  • Для заказчиков (госзаказчиков и компаний по 223-ФЗ): Снижаются риски приобретения оборудования, которое лишь формально считается российским. Это повышает предсказуемость и надежность поставок, а также способствует достижению реальных целей импортозамещения.
  • Для рынка в целом: Ужесточение контроля создает более здоровую конкурентную среду, где преимущество получают добросовестные производители, инвестирующие в реальное развитие производственных и технологических компетенций в России.

💎 Заключение

Приказ Минпромторга № 3897 – это не просто техническое обновление регламента, а серьезная заявка на построение более прозрачной и эффективной системы подтверждения локализации. Новый порядок, вступающий в силу 19 октября 2025 года, делает ставку на комплексную проверку и высокую квалификацию экспертов, что в долгосрочной перспективе должно укреплять технологический суверенитет страны.
Производителям телекоммуникационного оборудования следует уже сейчас провести аудит своих процессов и документации на соответствие новым требованиям, чтобы беспрепятственно продолжить участие в госзакупках и других проектах, где предусмотрен национальный режим.