Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
111

Размещены рекомендации по определению НМЦК на медицинские изделия

Департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края размещены методические рекомендации по определению начальной (максимальной) цены контракта при закупке медицинских изделий. применение приказа Минздрава России № 450н
Определение начальной (максимальной) цены контракта при закупке медицинских изделий

Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее– НМЦК), и начальной цены единицы товара, работы, услуги (далее– НЦЕ) при осуществлении закупок медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 15.05.2020 № 450н (далеесоответственно Порядок, Приказ № 450н) на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2019 № 847 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий» в соответствии с частью 22 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далееЗакон № 44-ФЗ). Согласно части 1 статьи 38 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга. Порядок не применяется при обосновании НМЦК при закупке следующих медицинских изделий: 1) поставляемых по гособоронзаказу, поскольку к ним применяется постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; 2) являющихся радиоэлектронной продукцией, включенной в реестр российской радиоэлектронной продукции, в случае установления заказчиком ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878. При закупке технических средств реабилитации из федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, НЦЕ медицинского изделия и (или) расходного материала и (или) услуги по техническому обслуживанию на период гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия, НМЦК устанавливаются посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом источники ценовой информации определяются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2017 № 1995-р. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 35, 40, 41, 46 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе определить цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с применением исключительно метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). НЦЕ медицинского изделия, для которого установлено государственное регулирование цен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1517 и которое включено в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия (далееРеестр цен), устанавливается посредством применения тарифного метода с учетом предельных отпускных цен производителей на такое медицинское изделие, содержащееся в Реестре цен, а также установленных в субъекте Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на указанные медицинские изделия (при наличии) либо посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), при этом цена единицы закупаемого медицинского изделия (далееЦЕМ)неможет превышать цены, определенной тарифным методом. Реестр предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия в структурированном виде содержится на сайте Росздравнадзора России https://roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_prices?ysclid=lwf2f58ox6353201593 . Предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия в Краснодарском крае установлены приказом департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 16.08.2017 № 14/2017-м и содержатся на сайте обозначенного департамента по ссылке https://rek.krasnodar.ru/documents/npa/meditsinskie-uslugi-lekarstvennyesredstva-i-izdeliya-meditsinskogo-naznacheniya/84796 . Для медицинских изделий, не указанных выше, НЦЕ, ЦЕМ и (или) цена стоимости расходных материалов (далее– СРМ), и (или) стоимости услуг по техническому обслуживанию на период гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия (далее– СТО) устанавливается как средневзвешенное значение (либо не более средневзвешенной цены) собранных заказчиком цен без учета НДС посредством использования одного или совокупности следующих методов: – метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с частями 2-6 статьи 22 Закона о контрактной системе;– на основе информации из реестра контрактов, подтверждающей исполнение участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом необходимо соблюсти следующие условия: а) заказчиком учитываются не менее трех цен по заключенным и исполненным в течение трех лет контрактам. Заключение и исполнение таких контрактов на поставку товаров (работ, услуг), соответствующих описанию объекта закупки, должны быть осуществлены на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен заказчик, и (или) на территории сопредельных с местом расположения заказчика субъектов Российской Федерации (в пределах одного федерального округа); б) в случае отсутствия контрактов на поставку идентичных товаров, работ, услуг с местом исполнения территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен заказчик, и на территории сопредельных с местом расположения заказчика субъектов Российской Федерации (в пределах одного федерального округа), заказчиком учитываются не менее трех цен содержащихся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, цен по исполненным в течение 3 лет контрактам, вне зависимости от места исполнения контрактов; в) в расчет принимаются только контракты, заключенные по результатам конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, на поставку идентичных товаров, работ, услуг с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами. В целях осуществления расчета НЦЕ, ЦЕМ и (или) СРМ и (или) СТО для медицинских изделий, а также коэффициента вариации для определения однородности совокупности значений выявленных цен, используемых в расчетах, Приказом № 450н установлены соответствующие формулы. Расчет НМЦК осуществляется по формуле: где: n- количество позиций закупаемых медицинских изделий; НЦЕi- начальная цена единицы i-й позиции медицинского изделия, определяемая в соответствии с Порядком (по применимости); НДС- налог на добавленную стоимость (если применимо для закупаемого медицинского изделия); Vi- количество (объем) i-й позиции закупаемого медицинского изделия. Особенностью обозначенных расчетов является то, что НЦЕ, ЦЕМ, СРМ и СТО для медицинских изделий определяются без учета НДС на основании информации, полученной заказчиком в том числе от организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее– УСН). Таким образом, для определения НМЦК заказчику, независимо от информации об НДС, полученной заказчиком, в том числе от организаций применяющих УСН, необходимо определить, применим ли для закупаемого медицинского изделия НДС, и если применим, то по какой ставке. Размеры налоговых ставок при реализации товаров, работ, услуг регулируются статьей 164 Налогового Кодекса Российской Федерации (далееНКРФ). Пунктом 3 статьи 164 НК РФ установлено, что налогообложение по налоговой ставке 20 % производится в случаях, не указанных в пунктах 1, 2, 4 статьи 164 НК РФ. Информация о налогообложении медицинских товаров содержится в подпункте 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ, в котором установлено, что налогообложение по ставке 10 % производится при реализации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями; медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Одновременно с этим установлено, что коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далееОКПД2), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее– ТН ВЭД) определяются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» (далееПП РФ№688) утвержден перечень кодов медицинских товаров в соответствии с ОКПД2, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 % при их реализации (далееперечень ПП РФ №688). При этом ПП РФ № 688 содержит следующие примечания в отношении медицинских изделий: 1. Коды ОКПД2, приведенные в разделе II перечня ПП РФ № 688, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ; 2. Для целей применения перечня ПП РФ № 688 следует руководствоваться указанными кодами ОКПД2 и наименованиями товаров с учетом примечания 1. 3. Код ОКПД2, отмеченный знаком "<*>", применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код. ВАЖНО! Знаком "<*>" в разделе II перечня ПП РФ № 688 отмечен код ОКПД232.50.50.000. Данный код исключен из Классификатора ОКПД2 с 01.01.2021. 4. Код ОКПД2, отмеченный знаком "<**>", применяется только в отношении шприцев медицинских. 5. Код ОКПД2, отмеченный знаком "<***>", применяется только в отношении пеленок (простыней) впитывающих одноразовых; пеленок медицинских впитывающих, одноразовых для ухода за взрослыми, детьми и новорожденными; подгузников детских медицинских; подгузников для взрослых; прокладок урологических. Вместе с тем подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ установлено, что налогообложение по ставке 10 % не применяется в отношении медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Так, подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских изделий отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 №1042 «Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость» (далее– ПП РФ № 1042) утвержден перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС (далее– перечень ПП РФ № 1042), включающий в себя наименование товаров и ссылку на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93, код в соответствии с ОКПД2, код ТНВЭДЕвразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). При этом в отношении медицинских изделий перечень ПП РФ № 1042 содержит следующие сноски и примечание: Сноски: <*> Код по ОКП (ОК 005-93) применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК005-93. <**> За исключением шприцев медицинских (код ОКПД 2 32.50.13.110, код ТН ВЭДЕАЭС901831). <******> Код по ОКПД2 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код. ВАЖНО! Знаком "<******>" в разделе I «Медицинские изделия» перечня ПП РФ № 1042 отмечены коды ОКПД2– 32.50.23.000, 32.50.50.000, 28.29.41.190, 32.50.11.000, которые исключены из Классификатора ОКПД2 с 01.10.2020 и 01.01.2021 соответственно. <********> Код по ОКПД2 не применяется в отношении пеленок (простыней) впитывающих одноразовых; пеленок медицинских впитывающих, одноразовых для ухода за взрослыми, детьми и новорожденными; подгузников детских медицинских; подгузников для взрослых; прокладок урологических. Примечание: 1. Для целей применения раздела I «Медицинские изделия» перечня ПП РФ №1042 следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или ОКПД2 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для удобства определения налогообложения медицинского изделия в НМЦК при закупках медицинского изделия предлагаем воспользоваться следующей таблицей: № Нормативный правовой акт 1 ППРФ№1042 Ставка НДС Не применяется, т.к. медицинские изделия не подлежат обложению (освобождаются от обложения) Примечания Необходимо учитывать сноски и примечания, указанные в постановлении Необходимо 2 ППРФ№688 10 % сноски и учитывать примечания, указанные в постановлении 3 НКРФ(п.3 ст. 164) 20 % Применяется, если ОКПД2 отсутствует в ПП РФ №1042иППРФ№688
Порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Правовое регулирование определения и обоснования Н(М)ЦК Основные положения определения и обоснования Н(М)ЦК
Алгоритм действий заказчика при определении и обосновании Н(М)ЦК Выбор метода обоснования Н(М)ЦК в стандартных ситуациях Особенности применения отдельных методов
Особенности определения Н(М)ЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
Случаи и порядок применения метода Получение ценовой информации Информация, полученная по запросу заказчика
Информация, полученная из реестра контрактов, заключенных заказчиками, размещенного в ЕИС
Поиск общедоступной ценовой информации Особенности применения нормативного метода Особенности применения тарифного метода Особенности применения проектно-сметного метода Особенности применения затратного метода Особенности применения иного метода
Особенности определения Н(М)ЦК при закупке отдельных видов, групп товаров, работ, услуг
Приобретение жилых помещений, отнесенных к стандартному жилью Перевозка пассажиров и багажа наземным транспортом
Особенности определения Н(М)ЦК при закупке отдельных товаров в медицине Административная ответственность за нарушения, связанные с
обоснованием Н(М)ЦК
Типовые нарушения, допускаемые заказчиками при обосновании Н(М)ЦК Судебная и административная практика

Порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным
поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги

Правовое регулирование определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (далее – Н(М)ЦК) в рамках реализации Закона № 44-ФЗ осуществляется в соответствии со следующими документами:
федеральные правовые акты:
статья 22 Закона № 44-ФЗ;
федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
приказ Минтранса России от 20.10.2021 № 351 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»;
федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Приказ МЭР РФ № 567);
приказ Минздрава России от 19 декабря 2019 года № 1064н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения» (далее – Приказ № 1064н);
приказ Минздрава России от 15.05.2020 № 450н «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при

осуществлении закупок медицинских изделий»;
постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. № 1465
«О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства»;
приказ Росгвардии от 15 февраля 2021 № 45 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг»;
приказ Минстроя России от 21 августа 2023 № 604/пр «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта и порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
приказ Минпромторга России от 28 февраля 2023 г. № 639 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции, закупка которой осуществляется в рамках государственного оборонного заказа)»;
постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 № 2014
«О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком».


Основные положения определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с

единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги
Начальная (максимальная) цена контракта – это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке). Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом. Другими словами, это цена, выше которой контракт не может быть заключен. Если же участником закупки предложена цена выше установленной в извещении Н(М)ЦК, то заявка такого участника не рассматривается.
Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком – это фиксированное значение цены, определенное и обоснованное заказчиком.
В случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ цену единицы товара, работы, услуги.
Определение и обоснование Н(М)ЦК заказчик должен осуществлять с учетом необходимости достижения заданных целей обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также из принципа ответственности за их достижение. Правильный расчет Н(М)ЦК влияет не только на эффективное расходование бюджетных средств, но и на удовлетворение потребностей заказчика.
Случаи занижения или завышения Н(М)ЦК (по отношению к реальной цене на функционирующем рынке того или иного товара (работы, услуги)) или некорректного обоснования могут привести как к ограничению конкуренции, так и к снижению эффективности закупочной деятельности, что будет противоречить целям Закона № 44-ФЗ.
Обязанность заказчиков по определению и обоснованию Н(М)ЦК регламентирована положениями Закона № 44-ФЗ (рисунок 1).
Рекомендуем определять и обосновывать Н(М)ЦК на следующих этапах:
• на этапе формирования плана-графика закупок.
Необходимо обратить внимание на форму плана-графика закупок, утвержденную Постановлением № 1279, предписывающую обязанность
заказчика вносить данные о финансовом обеспечении и планируемых платежах.
• до опубликования извещения об осуществлении закупок и документации о закупки (где она предусмотрена).
Целесообразно провести повторные мероприятия по определению Н(М)ЦК в
целях проверки актуальности цены на функционирующем рынке и, в случае необходимости, внести соответствующие корректировки в план-график закупок.
• на этапе заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Обоснование Н(М)ЦК включается в извещение о закупке и контракт.

Рисунок 1
Обязанность по обоснованию Н(М)ЦК предусмотрена для



конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
(ст. 24 Закона № 44- ФЗ)

- электронный конкурс (ст. 48 Закона № 44-ФЗ)
- электронный аукцион (ст. 49 Закона № 44-ФЗ)
- электронный запрос котировок (ст. 50 Закона
№ 44-ФЗ)

закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Контракт должен содержать обоснование цены контракта*