Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
статьи госзаказ

Как избежать конфликт интересов в госзакупках

В статье 31 44-ФЗ перечислены единые требования, которые заказчик предъявляет к участникам закупки в процессе проведения данного мероприятия. В этом списке есть и требование об отсутствии конфликта интересов между сторонами, которое закреплено в п.9 ч.1 ст.31.

Под конфликтом интересов понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, ген.директором, управляющим, президентом), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, ген.директором) учреждения или унитарного предприятия.

Давайте разберем, как же выявить личную заинтересованность у сотрудника. Согласно методике Минтруда необходимо провести следующие действия:

1. Выяснить, кто из сотрудников занят размещением госзаказа и способен повлиять на результаты тендера.

2. Обязать сотрудников из группы риска отчитываться о доходах, расходах и приобретении имущества.

3. Собрать информацию о сотрудниках — из личного дела и открытых источников.

4. Выяснить, какие тендеры находятся в группе риска. Например, из-за высокой стоимости работ или низкого количества заявок.

5. Включать в контракты с ценой выше установленной правительством положение об обязанности подрядчика передать сведения о соисполнителях. Это поможет собрать дополнительную информацию о подрядчиках. При договоре на сумму менее десяти процентов от цены сделки с госзаказчиком, сведения не передают (ч. 23 ст. 34 44-ФЗ).

6. Собрать сведения об участниках этих тендеров из возможных источников.

7. Соотнести данные сотрудников из группы риска со сведениями о тендерах. Например, нет ли среди учредителей участников тендера родственников контрактного управляющего и членов комиссии заказчика.

8. Принять меры — отстранить сотрудника от работы или предложить ему отказаться от прибыли по сомнительной сделке (ч. 4, 5 ст. 11 273-ФЗ).

Что если вовремя не принять меры?

За неисполнение данных требований сотрудник должен быть уволен, а в его трудовую книжку внесена запись: «В связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он являлся». Сведения о государственном или муниципальном служащем, ставшем стороной конфликта интересов, также вносятся в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Сделка, совершенная при наличии конфликта интересов, признается ничтожной. Все, что получено по такому контракту, подлежит возврату или возмещению.