Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Разъяснения Минфина по национальному режиму в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

С 1 января 2025 года вступили в силу обновленные правила применения национального режима, установленные Постановлением Правительства № 1875. Минфин опубликовал детальные разъяснения по спорным вопросам, включая особенности расчета НМЦК, подтверждение страны происхождения товаров и применение «защитных мер».

1. Применение национального режима к товарам, не передаваемым заказчику

«Защитные меры» (запреты, ограничения, преимущества) не применяются, если товар является результатом исполнения контракта на работы или услуги, но не передается заказчику и не принимается им к бухгалтерскому учету. Например, если подрядчик использует материалы для ремонта, которые остаются в его собственности.

2. Подтверждение характеристик российских товаров

  • Не требуется документальное подтверждение: Закон 44-ФЗ и Постановление № 1875 не обязывают заказчика подтверждать, что при описании объекта закупки использованы параметры отечественной продукции1.
  • Декларация отсутствия производства: Если товар не производится в РФ, заказчик указывает это в документации без привязки к конкретным источникам.

3. Источники информации для описания товара

Законодательство не устанавливает обязательных источников. Заказчик вправе использовать:
  • Данные из реестра российской промышленной продукции (ГИСП);
  • Каталоги производителей;
  • Рыночные исследования.

4. Особенности закупок у единственного поставщика

При закупке у единственного поставщика (кроме электронных малых закупок):
  • Не требуется указывать характеристики российского товара;
  • Не применяются ограничения и преимущества, если закупка проводится по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

5. Ограничение в 300 тыс. рублей для НМЦК

По подп. «и» п. 5 Постановления № 1875:
  • 300 тыс. рублей — это предельная цена единицы товара, используемой для расчета НМЦК.
  • Не регулируются: исходные цены от поставщиков, на основе которых определяется цена единицы5.
Пример: Если НМЦК контракта — 900 тыс. руб., а цена единицы товара — 290 тыс. руб., требование соблюдено.

6. Запросы информации от производителей

  • При отсутствии данных в реестре контрактов ЕИС заказчик вправе направлять запросы любым поставщикам, включая непроизводителей.
  • Содержание запроса определяет заказчик, руководствуясь ст. 22 44-ФЗ. Методические рекомендации Минэкономразвития (Приказ № 567) не обязательны к применению.

7. Формирование лотов и применение «защитных мер»

  • В один лот можно включать товары из Перечней № 1–2 и товары, не входящие в них.
  • «Защитные меры» распространяются на весь лот, если хотя бы один товар подпадает под ограничения.

8. Особенности для медицинских изделий

  • При закупке медицинских изделий, относящихся к радиоэлектронной продукции, применяется Приказ Минздрава № 450н, а не общие правила Постановления № 1875.
  • Исключение: если изделие включено в реестр российской радиоэлектронной продукции.

9. Ответственность за нарушения

  • Некорректное описание товара: Риск отмены закупки по решению ФАС.
  • Использование иностранных товаров без разрешения: Штраф до 300 тыс. руб. для юрлиц (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП).

Заключение

Новые правила направлены на унификацию подхода к национальному режиму в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ключевые рекомендации:
  • Проверяйте включение товара в Перечни № 1–3 Постановления № 1875;
  • Используйте реестры ГИСП для подтверждения происхождения;
  • Применяйте исключения при отсутствии производства в РФ.

Таблица рассмотрения обращения от 3 марта 2025 г. по вопросам применения положений постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1875)