На основании письма ФАС России от 21.03.2025 № 28/26176/25 и норм статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан соблюдать следующие требования при формировании описания объекта закупки:
1. Основные принципы описания объекта закупки
Объективность и нейтральность:
- Заказчик должен указывать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, избегая требований к товарным знакам, производителям или стране происхождения, если это не предусмотрено законом.
- Пример: Вместо указания конкретного бренда «X» следует описать параметры: «Монитор с разрешением 4K, диагональю 27 дюймов, поддержкой HDMI 2.1».
- Описание должно позволять участие не менее двух производителей, чьи товары соответствуют заявленным характеристикам. Если под описание подходит только один производитель, это нарушает принципы статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
2. Когда указание товарного знака допустимо
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, указание конкретного производителя или товарного знака разрешено в следующих случаях:
Специфика товара:
Если товар уникален и не имеет аналогов (например, оборудование для узкоспециализированных медицинских процедур).
Требования безопасности:
Когда использование товара конкретного производителя необходимо для обеспечения безопасности объекта (например, запчасти для авиационной техники).
Реестр промышленной продукции:
Если товар включен в реестр российской промпродукции и соответствует критериям национального режима.
Если товар уникален и не имеет аналогов (например, оборудование для узкоспециализированных медицинских процедур).
Требования безопасности:
Когда использование товара конкретного производителя необходимо для обеспечения безопасности объекта (например, запчасти для авиационной техники).
Реестр промышленной продукции:
Если товар включен в реестр российской промпродукции и соответствует критериям национального режима.
3. Последствия нарушений
Признание закупки недействительной:
Если описание объекта закупки ограничивает конкуренцию (например, подходит только для одного производителя), ФАС или суд могут отменить результаты закупки.
Административная ответственность:
Заказчику грозит штраф до 50 тыс. руб. (для юрлиц) по ст. 7.29 КоАП РФ.
Если описание объекта закупки ограничивает конкуренцию (например, подходит только для одного производителя), ФАС или суд могут отменить результаты закупки.
Административная ответственность:
Заказчику грозит штраф до 50 тыс. руб. (для юрлиц) по ст. 7.29 КоАП РФ.
4. Примеры из практики
Позитивный сценарий:
Заказчик описал медицинский аппарат как «УЗИ-сканер с частотой датчика 3,5–5 МГц, поддерживающий 3D-визуализацию». В закупке участвовали три производителя, соответствующих требованиям.
Негативный сценарий:
В описании указан товарный знак «Y» без обоснования уникальности товара. ФАС признала закупку нарушающей ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
Заказчик описал медицинский аппарат как «УЗИ-сканер с частотой датчика 3,5–5 МГц, поддерживающий 3D-визуализацию». В закупке участвовали три производителя, соответствующих требованиям.
Негативный сценарий:
В описании указан товарный знак «Y» без обоснования уникальности товара. ФАС признала закупку нарушающей ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
5. Рекомендации заказчикам
Используйте каталог КТРУ:
Сверяйте описание товара с позициями каталога товаров, работ и услуг для госнужд, чтобы избежать ошибок.
Проводите маркетинговый анализ:
Убедитесь, что минимум два производителя выпускают товар с указанными характеристиками.
Указывайте «или эквивалент»:
Если необходимо сослаться на конкретный товар, добавьте формулировку «или эквивалент, соответствующий техническим требованиям».
Сверяйте описание товара с позициями каталога товаров, работ и услуг для госнужд, чтобы избежать ошибок.
Проводите маркетинговый анализ:
Убедитесь, что минимум два производителя выпускают товар с указанными характеристиками.
Указывайте «или эквивалент»:
Если необходимо сослаться на конкретный товар, добавьте формулировку «или эквивалент, соответствующий техническим требованиям».
Важно! Соблюдение правил описания объекта закупки минимизирует риски оспаривания процедуры и обеспечит конкурентность закупки.