Определение НМЦК, составление сметы контракта осуществляется до момента проведения закупки, в том числе с учетом НДС. В этой связи до размещения закупки и заключения контракта заказчик не обладает информацией о системе налогообложения, применяемой участником закупки, с которым будет заключен контракт. В соответствии с частью 6.1 статьи 110.2 Закона №44-ФЗ, оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом. В случае заключения контракта с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, оплата контракта осуществляется в соответствии со сметой контракта, при этом несмотря на то, что в смете контракта указывается сумма НДС, в соответствии с положениями части 6.1 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ, заказчик при осуществлении оплаты выполненных работ руководствуется положениями контракта, согласно которому в случае, если контракт заключен с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается. Письмо Минстроя России 01.10.2024 г № 57284-АВ/09
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 октября 2024 г. № 57284-АВ/09 Об уплате НДС, в случае заключения контракта с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения
Департамент ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее соответственно - Министерство, Департамент) рассмотрел обращение Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края от 3 сентября 2024 г. N 45-05-07-1434/24 и сообщает, что согласно пункту 14.5 Регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 20 марта 2014 г. N 107/пр, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Министерством по обращениям граждан и организаций в случаях, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина или организации.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций.
Вместе с тем в части вопроса, поставленного в указанном обращении, отмечаем, что в соответствии с пунктом 36 Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2023 г. N 1066 (далее - Типовые условия N 1066), предусматривается, что цена контракта включает, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС), а в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается.
В соответствии с положениями Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр (далее - НМЦК) определение НМЦК, составление сметы контракта осуществляется до момента проведения закупки, в том числе с учетом НДС.
В этой связи до размещения закупки и заключения контракта заказчик не обладает информацией о системе налогообложения, применяемой участником закупки, с которым будет заключен контракт.
При этом в соответствии с частью 61 статьи 1102 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и е размерах, которые установлены таким контрактом.
Из указанных положений статьи 1102 Закона N 44-ФЗ следует, что оплата осуществляется в соответствии со сметой контракта, при этом сроки и размеры такой оплаты, в том числе в части НДС, регламентируются контрактом.
Таким образом, по мнению Департамента, в случае заключения контракта с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, оплата контракта осуществляется в соответствии со сметой контракта, при этом не смотря на то, что в смете контракта указывается сумма НДС, в соответствии с положениями части 61 статьи 1102 Закона N 44-ФЗ заказчик при осуществлении оплаты выполненных работ руководствуется положениями контракта, согласно которому в случае, если контракт заключен с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается (пункт 36 Типовых условий N 1066).
Вместе с тем согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере налоговой деятельности, а также по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в части соблюдения требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта является Федеральное казначейство.
Учитывая изложенное, по вопросам применения положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Департамент считает целесообразным обратиться в Минфин России, а по вопросам соблюдения требований к исполнению (изменению) контракта в Федеральное казначейство.
Дополнительно информируем, что письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.
Директор
Департамента ценообразования
и ресурсного обеспечения
строительства А.П. Вилков
Департамент ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее соответственно - Министерство, Департамент) рассмотрел обращение Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края от 3 сентября 2024 г. N 45-05-07-1434/24 и сообщает, что согласно пункту 14.5 Регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 20 марта 2014 г. N 107/пр, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Министерством по обращениям граждан и организаций в случаях, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина или организации.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций.
Вместе с тем в части вопроса, поставленного в указанном обращении, отмечаем, что в соответствии с пунктом 36 Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2023 г. N 1066 (далее - Типовые условия N 1066), предусматривается, что цена контракта включает, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС), а в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается.
В соответствии с положениями Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр (далее - НМЦК) определение НМЦК, составление сметы контракта осуществляется до момента проведения закупки, в том числе с учетом НДС.
В этой связи до размещения закупки и заключения контракта заказчик не обладает информацией о системе налогообложения, применяемой участником закупки, с которым будет заключен контракт.
При этом в соответствии с частью 61 статьи 1102 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и е размерах, которые установлены таким контрактом.
Из указанных положений статьи 1102 Закона N 44-ФЗ следует, что оплата осуществляется в соответствии со сметой контракта, при этом сроки и размеры такой оплаты, в том числе в части НДС, регламентируются контрактом.
Таким образом, по мнению Департамента, в случае заключения контракта с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, оплата контракта осуществляется в соответствии со сметой контракта, при этом не смотря на то, что в смете контракта указывается сумма НДС, в соответствии с положениями части 61 статьи 1102 Закона N 44-ФЗ заказчик при осуществлении оплаты выполненных работ руководствуется положениями контракта, согласно которому в случае, если контракт заключен с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается (пункт 36 Типовых условий N 1066).
Вместе с тем согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере налоговой деятельности, а также по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в части соблюдения требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта является Федеральное казначейство.
Учитывая изложенное, по вопросам применения положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Департамент считает целесообразным обратиться в Минфин России, а по вопросам соблюдения требований к исполнению (изменению) контракта в Федеральное казначейство.
Дополнительно информируем, что письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.
Директор
Департамента ценообразования
и ресурсного обеспечения
строительства А.П. Вилков