Единый каталог товаров для упрощенных закупок: Правительство запускает эксперимент
Введение
С 1 октября 2025 года в России начинается важный эксперимент, который может кардинально изменить подход к осуществлению малых закупок у единственного поставщика. Правительство РФ своим распоряжением от 29.09.2025 № 2710-р инициировало пилотный проект по созданию и ведению единого каталога, содержащего описания товаров конкретных товарных знаков, марок и моделей. Этот проект направлен на систематизацию и упрощение закупочных процедур, осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Эксперимент продлится до 31 марта 2026 года, и его результаты могут лечь в основу постоянной работы системы госзаказа.
1. Правовая основа и цели эксперимента
Основным документом, регулирующим проведение эксперимента, является Распоряжение Правительства РФ от 29 сентября 2025 года № 2710-р . Данное распоряжение официально опубликовано и вступает в силу с 1 октября 2025 года.
Ключевые цели эксперимента:
- Реализация Концепции совершенствования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объема .
- Подготовка согласованной модели формирования, ведения и использования единого каталога конкретных товаров .
- Отработка механизмов сбора и обработки информации, подлежащей включению в единый каталог .
Эксперимент призван решить проблему фрагментации существующих систем, когда различные информационные ресурсы работают по своим правилам, что усложняет процесс закупок для малого бизнеса и госзаказчиков .
2. Что представляет собой единый каталог?
Единый каталог конкретных товаров – это система, которая будет содержать детализированные описания введенных в гражданский оборот товаров с привязкой к конкретному товарному знаку, марке и модели . В отличие от существующего Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ), новый каталог будет оперировать более конкретными товарными позициями, что исключит двусмысленность при формировании заказа.
Техническая основа и интеграция:
- Ведение каталога будет осуществляться на базе портала народных художественных промыслов .
- Система должна быть интегрирована с ключевыми государственными информационными системами: Государственной информационной системой промышленности (ГИСП), Единой информационной системой в сфере закупок (ЕИС) и Единым агрегатором торговли (ЕАТ) .
- Для обмена данными будут использоваться единые XML-форматы, что обеспечит совместимость и бесперебойное взаимодействие систем .
3. Участники пилотного проекта
Эксперимент предполагает участие широкого круга лиц и организаций.
Обязательные участники:
- Министерство промышленности и торговли РФ
- Министерство финансов РФ
- Федеральное казначейство
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
- АО «Единый каталог товаров, работ и услуг», назначенное оператором системы на безвозмездной основе .
Участники на добровольной основе:
- Операторы электронных площадок из перечня 44-ФЗ
- Производители товаров
- Участники закупок
- Субъекты Российской Федерации, имеющие собственные системы автоматизации закупок .
4. Ключевые задачи и ожидаемые результаты
На период эксперимента поставлены амбициозные, но достижимые задачи.
Ключевые задачи:
- Апробация технологии ведения единого каталога.
- Отработка взаимодействия с ГИСП, ЕИС и ЕАТ .
Плановые результаты к 31 марта 2026 года:
- Заключение не менее 20 государственных контрактов с использованием позиций нового каталога.
- Создание не менее 100 позиций в каталоге по запросам производителей.
- Включение в каталог не менее 80% позиций планшетных компьютеров (код ОКПД2 26.20.11.130) из реестра российской промышленной продукции ГИСП.
- Формирование реестра уникальных идентификационных номеров товаров, работ, услуг .
5. Практическое значение для заказчиков и поставщиков
Внедрение единого каталога сулит значительные преимущества для всех участников контрактной системы.
Для заказчиков (государственных и муниципальных учреждений):
- Существенное упрощение процедуры описания товара. Достаточно выбрать конкретную позицию из каталога, а не составлять сложное техническое задание.
- Повышение прозрачности. Снижаются риски ошибок и злоупотреблений, так как описание товара стандартизировано.
- Автоматизированное сравнение предложений. Система позволит автоматически находить наилучшие предложения поставщиков .
Для поставщиков и производителей:
- Упрощение участия в закупках. Четкие и понятные требования к товарам снижают барьер для входа.
- Новые каналы сбыта. Возможность разместить свои товары в едином каталоге, чтобы о них узнали заказчики по всей стране.
- Снижение административной нагрузки. Унифицированные процедуры упрощают процесс подачи предложений .
Таблица: Сравнение преимуществ новой системы
6. Перспективы развития и заключение
Эксперимент, запущенный Распоряжением № 2710-р, – это первый, но важный шаг на пути к созданию современной и эффективной системы малых закупок. В случае его успешного завершения Минпромторг России совместно с заинтересованными ведомствами представит в Правительство доклад с оценкой результатов .
В перспективе рассматривается:
- Обязательное использование каталога для всех закупок малого объема.
- Распространение механизма на другие сферы закупок.
- Создание цифровых паспортов единичных ресурсов и сервисов для производителей .
Заключение
Запуск эксперимента по единому каталогу товаров для закупок у единственного поставщика – это своевременная и нужная инициатива. Она направлена на цифровизацию и оптимизацию процессов, которые долгое время оставались сложными и разрозненными. Успешная реализация этого проекта позволит создать по-настоящему конкурентную и прозрачную среду для малого бизнеса в сфере госзаказа, обеспечив государственным и муниципальным заказчикам доступ к лучшим товарам по конкурентным ценам.