Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ/275-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Повышение квалификации по 44-ФЗ: периодичность и требования для контрактной службы в 2025 году

Повышение квалификации по 44-ФЗ: периодичность и требования для контрактной службы в 2025 году

Повышение квалификации по 44-ФЗ: периодичность и требования для контрактной службы в 2025 году

Полный обзор требований к дополнительному образованию работников контрактной службы и закупочных комиссий. Узнайте обязательную периодичность повышения квалификации по 44-ФЗ, минимальную продолжительность программ и юридические основания.

Профессионализм сотрудников — один из фундаментальных принципов контрактной системы в сфере закупок. В условиях постоянного обновления нормативной базы и развития электронных процедур поддержание высокой квалификации персонала становится не просто пожеланием, а обязательным требованием закона. Специалисты, участвующие в осуществлении закупок, должны не только иметь соответствующее образование, но и регулярно обновлять свои знания.

1. Нормативные требования к образованию сотрудников контрактной службы

Законодатель устанавливает четкие требования к квалификации специалистов, задействованных в осуществлении закупочной деятельности. Эти требования закреплены в нескольких нормативных актах, образуя целостную систему профессиональных стандартов.

1.1. Требования Федерального закона № 44-ФЗ

  • Статья 9 Закона № 44-ФЗ устанавливает обязанность заказчика повышать уровень квалификации и профессионального образования сотрудников контрактных служб и комиссий, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.
  • Часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ конкретизирует, что работники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
  • Часть 5 статьи 39 Закона № 44-ФЗ предъявляет требования к профессиональному составу комиссии по осуществлению закупок: она должна формироваться из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

1.2. Профессиональные стандарты в сфере закупок

В сфере государственных закупок утверждено два основных профессиональных стандарта, которые определяют требования к образованию и опыту работы:

Параметр Специалист в сфере закупок Эксперт в сфере закупок
Образование Среднее профессиональное или высшее образование Высшее образование
Дополнительное образование Программы повышения квалификации или профпереподготовки в сфере закупок Программы повышения квалификации или профпереподготовки в сфере закупок
Опыт работы Не менее 3 лет в сфере закупок Не менее 3-5 лет в зависимости от функции

Профстандарты утверждены Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н ("Специалист в сфере закупок") и № 626н ("Эксперт в сфере закупок").

2. Виды дополнительного профессионального образования

Для соответствия установленным требованиям сотрудники могут получить два основных вида дополнительного профессионального образования.

2.1. Профессиональная переподготовка

Профессиональная переподготовка направлена на получение новой компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере закупок. Это оптимальный вариант для специалистов, не имеющих ранее образования в данной области.

  • Минимальная продолжительность программ профессиональной переподготовки согласно Приказу Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 не может быть менее 250 часов.
  • Результатом успешного освоения программы является получение диплома о профессиональной переподготовке, который дает право на ведение профессиональной деятельности в сфере закупок.

2.2. Повышение квалификации

Повышение квалификации направлено на совершенствование и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в сфере закупок, и/или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

  • Минимальная продолжительность программ повышения квалификации согласно Приказу Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 не может быть менее 16 часов.
  • Методические рекомендации Минэкономразвития и Минобрнауки России от 12.03.2015 предлагают иную градацию:
    • Не менее 108 часов — для всех работников, занимающихся закупками
    • Не менее 40 часов — для руководителей организаций-заказчиков
  • Результатом успешного освоения программы является получение удостоверения о повышении квалификации.

3. Периодичность повышения квалификации: правовое регулирование

Вопрос периодичности повышения квалификации является одним из самых актуальных для организаций-заказчиков. Законодательство содержит по этому поводу как прямые указания, так и рекомендательные нормы.

3.1. Рекомендуемая периодичность

Письмо Минэкономразвития России и Минобрнауки России от 12.03.2015 № 5594-ЕЕ/Д28и/АК-553/06 содержит методические рекомендации, в которых указано:

"Обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые 3 года для всех категорий обучающихся".

Одновременно с этим ведомства отмечают, что "заказчикам целесообразно принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем ежегодного обучения (повышения квалификации) для получения актуальной информации в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок".

3.2. Юридический статус рекомендаций

Важно понимать, что указанные рекомендации не носят обязательный характер. В самом письме четко указано, что это именно методические рекомендации. Таким образом, работодатель самостоятельно решает, когда и на какой срок направлять сотрудника на обучение, ориентируясь на:

  • Производственную необходимость
  • Изменения в законодательстве
  • Внутренние регламенты организации
  • Профессиональные потребности сотрудника

Несмотря на рекомендательный характер, соблюдение указанной периодичности (не реже 1 раза в 3 года) является признаком добросовестности заказчика и может учитываться контролирующими органами при оценке профессионализма сотрудников, занимающихся закупками.

4. Практические аспекты организации обучения

4.1. Планирование обучения

Для эффективной организации процесса повышения квалификации сотрудников контрактной службы и членов закупочных комиссий рекомендуется:

  • Разработать и утвердить план обучения на год/квартал с учетом рекомендаций о периодичности (не реже 1 раза в 3 года) и возможной необходимости ежегодного обучения по отдельным вопросам
  • Закрепить порядок обучения в локальных нормативных актах организации (например, в Положении о контрактной службе или отдельном приказе)
  • Учитывать изменения законодательства — при существенных изменениях в нормативной базе следует организовать внеочередное обучение сотрудников
  • Определить бюджет на обучение сотрудников в соответствии с планом

4.2. Выбор образовательных программ

При выборе программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки следует обращать внимание на:

  • Соответствие программы профессиональным стандартам "Специалист в сфере закупок" и "Эксперт в сфере закупок"
  • Актуальность содержания программы с учетом последних изменений законодательства
  • Наличие у образовательной организации лицензии на осуществление образовательной деятельности
  • Квалификацию преподавательского состава (наличие практического опыта в сфере закупок)
  • Отзывы и репутацию образовательного учреждения на рынке

5. Ответственность за несоблюдение требований к образованию

Прямой ответственности за несоблюдение рекомендаций по периодичности обучения в действующем законодательстве не установлено. Однако отсутствие у сотрудников контрактной службы и членов закупочных комиссий необходимого образования может повлечь следующие риски:

  • Признание закупки недействительной в случае обжалования в ФАС России, если будет установлено, что сотрудник, осуществлявший закупку, не соответствовал установленным законом требованиям к квалификации
  • Привлечение к дисциплинарной ответственности сотрудников, не выполняющих требования к квалификации для занимаемой должности
  • Признание организации ненадлежащим заказчиком при проведении проверок контролирующими органами

Судебная практика подтверждает важность наличия у сотрудников специального образования в сфере закупок. Например, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.02.2020 по делу № А45-21515/2019 суд указал, что само по себе наличие высшего образования не может свидетельствовать о том, что работник обладает достаточной квалификацией для осуществления закупочной деятельности.

Заключение

Поддержание и повышение квалификации сотрудников контрактной службы и членов закупочных комиссий — это не формальное требование, а необходимое условие эффективной и законной организации закупочной деятельности. Несмотря на то, что законодательство прямо не устанавливает жестких требований к периодичности повышения квалификации, рекомендация Минэкономразвития и Минобрнауки России о прохождении обучения не реже одного раза в 3 года должна рассматриваться заказчиками в качестве ориентира для планирования этого процесса.

Учитывая динамичность изменений в законодательстве о контрактной системе, а также развитие цифровизации закупок, регулярное обновление знаний становится ключевым фактором успешной работы в сфере госзаказа. Работодателям следует ответственно подходить к вопросу обучения своих сотрудников, закрепляя порядок и периодичность повышения их квалификации во внутренних документах организации.

Дистанционные образовательные технологии делают процесс обучения более доступным и гибким, позволяя сотрудникам осваивать новые компетенции без отрыва от основной деятельности. Главное — выбрать качественные образовательные программы, соответствующие профессиональным стандартам и актуальным требованиям законодательства о закупках.