Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ/275-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Правильные коды ОКПД2 для картриджей: как избежать нарушений в госзакупках

🔍 Введение: Почему код ОКПД2 для картриджей имеет критическое значение

Осенью 2025 года Алтайское УФАС вынесло знаковое решение по делу № 022/06/42-1122/2025, которое подтвердило важность корректного определения кодов ОКПД2 при закупке картриджей для оргтехники . Ошибка в выборе кода может привести к серьезным последствиям: отмене закупки, административной ответственности и, что наиболее важно, к невозможности применить меры защиты отечественных производителей .
Согласно разъяснениям ФАС России от 05.03.2025 № 2025-41138, для закупки картриджей для лазерных принтеров и МФУ должен использоваться код 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода" . Этот код включен в перечень товаров, подпадающих под национальный режим и ограничение допуска иностранной продукции .

⚖️ Анализ дела Алтайского УФАС от 10.09.2025

Фабула дела

Заказчик при проведении закупки картриджей и тонеров для оргтехники указал код 28.23.26.000 ОКПД2 ("Части и принадлежности фотокопировальных аппаратов") . Данный код позволял установить лишь преимущество для отечественных товаров, но не обязательное ограничение на импорт .
По мнению заказчика, выбранный код соответствовал объекту закупки, поскольку лимиты расходов были доведены именно по этой позиции . Однако контролирующий орган счел такой подход ошибочным.

Правовая позиция УФАС

Алтайское УФАС признало выбор кода неверным, указав что:
  • Для картриджей предусмотрен более точный код 26.20.40.120 — "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода"
  • Именно этот код включен в Перечень № 2, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 18.11.2020 № 3028-р, который обязывает вводить запрет на иностранную продукцию
  • Ошибка в коде привела к тому, что заказчик не применил требуемое ограничение на допуск товаров иностранного происхождения

📊 Сравнительный анализ судебной практики по кодам для картриджей

Сложившаяся судебная практика по вопросу классификации картриджей демонстрирует противоречивый подход различных антимонопольных органов.
Таблица: Сравнительный анализ практики УФАС по кодам для картриджей
Позиции судов по применению ОКПД2 26.20.40.120 (примеры из практики 2025 г.)
Регион Дата решения Номер дела Позиция по коду
Алтайский край 10.09.2025 № 022/06/42-1122/2025 Обязателен код 26.20.40.120
Татарстан 19.05.2025 № 016/06/33-627/2025 Поддержана обязательность кода 26.20.40.120
Москва 21.04.2025 № 077/06/106-4946/2025 Поддержан отказ от кода 26.20.40.120

Противоречивая практика

  • Татарстанское УФАС (19.05.2025) пришло к аналогичному с алтайским коллегами выводу, обязав использовать код 26.20.40.120 для картриджей .
  • Московское УФАС (21.04.2025) в другой закупке поддержало заказчика, который отказался использовать код 26.20.40.120, указав на отсутствие в нем описания лазерных картриджей .

📝 Правовые основания применения национального режима

Перечень № 2 и его значение

Код 26.20.40.120 включен в Перечень № 2 — перечень промышленной продукции, в отношении которой устанавливается запрет на допуск товаров иностранного происхождения . Это означает, что заказчики обязаны отклонять заявки с предложением иностранных товаров по таким позициям .

Отличие от преимущества для российских товаров

Код 28.23.26.000, который первоначально использовал заказчик, относится к продукции, для которой устанавливается лишь преимущество российских товаров в соответствии с Постановлением Правительства № 925 . В этом случае заказчик вправе, но не обязан отклонять заявки с иностранными товарами.

💼 Практические рекомендации для заказчиков

1. Правильный выбор кода ОКПД2

  • Для картриджей для лазерных принтеров и МФУ используйте код 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода"
  • Не используйте код 28.23.26.000 "Части и принадлежности фотокопировальных аппаратов" для данной продукции

2. Применение ограничений

  • При использовании кода 26.20.40.120 устанавливайте запрет на допуск товаров иностранного происхождения в соответствии с Перечнем № 2
  • Включайте в документацию о закупке соответствующее требование об отклонении заявок с иностранными товарами

3. Проверка классификации

  • Перед проведением закупки проверяйте актуальные перечни товаров, подпадающих под национальный режим
  • Сверяйте выбранные коды ОКПД2 с последними разъяснениями ФАС России

4. Документирование решений

  • В случае сомнений в классификации продукции составляйте внутреннее обоснование выбора кода ОКПД2
  • Фиксируйте проведенный анализ для возможного представления в контролирующие органы

⚠️ Последствия неправильного выбора кода ОКПД2

Ошибка в определении кода ОКПД2 для картриджей может привести к:

Для заказчика:

  • Отмена закупки по жалобе участника
  • Административная ответственность по ч. 4.1 ст. 7.29 КоАП РФ (неправомерное ограничение допуска товаров)
  • Невозможность применить защитные меры для отечественных производителей
  • Признание закупки несостоявшейся из-за отсутствия российских предложений

Для участников:

  • Недобросовестная конкуренция со стороны иностранных поставщиков
  • Потеря бизнеса из-за неправомерного допуска иностранных товаров

🔮 Перспективы регулирования

С учетом противоречивой практики различных управлений ФАС России, ожидается, что в ближайшее время будет принято единое решение на федеральном уровне, которое унифицирует подход к классификации картриджей и другой аналогичной продукции.
До выработки единой практики заказчикам рекомендуется придерживаться позиции, изложенной в разъяснениях ФАС России от 05.03.2025 № 2025-41138, и использовать код 26.20.40.120 для картриджей для лазерных принтеров и МФУ .

💎 Заключение

Решение Алтайского УФАС от 10.09.2025 по делу № 022/06/42-1122/2025 подтвердило важность корректного определения кодов ОКПД2 для картриджей. Использование кода 26.20.40.120 вместо 28.23.26.000 является обязательным для обеспечения применения национального режима и ограничений на допуск иностранной продукции.
Заказчикам необходимо внимательно подходить к классификации закупаемой продукции, сверяться с актуальными разъяснениями ФАС России и учитывать региональную практику антимонопольных органов во избежание нарушений и отмены закупок.