Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

О процедуре перехода на Федеральный закон № 44-ФЗ для заказчиков, которые ранее работали в рамках Федерального закона № 223-ФЗ

Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство выпустили разъяснения о процедуре перехода на Федеральный закон № 44-ФЗ ("Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") для заказчиков, которые ранее работали в рамках Федерального закона № 223-ФЗ ("Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"). Эти разъяснения касаются случаев, когда заказчики нарушали свои обязательства по взаимодействию с субъектами малого предпринимательства (МСП) или неправильно отображали информацию о закупках в годовых отчетах.

Основные моменты разъяснений:

  1. Причины возврата к Закону № 44-ФЗ:
  • Невыполнение обязательств по закупкам у субъектов МСП в течение календарного года.
  • Размещение недостоверной информации о годовом объеме закупок у субъектов МСП в годовом отчете.
  • Отсутствие размещения годового отчета о закупках у субъектов МСП в Единой информационной системе (ЕИС) до 1 февраля следующего года.
  1. Правила работы в переходный период:
  • С момента окончания календарного года, когда возникает одно из вышеперечисленных обстоятельств, заказчики начинают руководствоваться нормами Закона № 44-ФЗ.
  • Они обязаны соблюдать положения Закона № 44-ФЗ в части:
  • Обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
  • Выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
  • Проведения закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
  • Функционирования комиссий по осуществлению закупок.
  • Работы с отчетностью и планированием в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
  1. Требования к отчетности и планированию:
  • Несмотря на возврат к Закону № 44-ФЗ, требования Закона № 223-ФЗ в части планирования и отчетности продолжают применяться. Таким образом, заказчики должны продолжать планирование и отчетность в рамках личного кабинета 223-ФЗ.
  1. Дополнительные рекомендации:
  • Регулярное обновление знаний о законах и правилах помогает поддерживать высокий уровень правовой грамотности.
  • Процесс перехода требует предварительного планирования и выделения достаточного количества времени и ресурсов.
  • Особое внимание уделяется защите конфиденциальной информации и обработке персональных данных.
Эти разъяснения помогают заказчикам понимать порядок перехода и обеспечивать эффективное выполнение своих функций в рамках новых правовых реалий.
Документы:

1. Письмо Минфина России от 07.03.2023 № 24-07-08/19169;

2. Письмо Федерального казначейства от 07.03.2023 № 07-04-14/14-386;

3. Письмо Федерального казначейства от 20.02.2023 № 07-04-14/14-270;

4. Письмо Минфина России от 07.04.2023 №24-01-09/31369.
Письмо Минфина России от 7 апреля 2023 г. № 24-01-09/31369 “О рассмотрении обращения”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу описания предмета закупки заказчиком, руководствующимся отдельными положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае, предусмотренном частью 81 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - Закон N 44-ФЗ, Закон N 223-ФЗ), сообщает следующее.

В соответствии с частью 81 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352, положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. В данном случае в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Закона N 44-ФЗ в части:

обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);

выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);

осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частями 1 - 3, 5 - 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ;

применения требований к участникам закупок;

оценки заявок, окончательных предложений участников закупок;

создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;

определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфами 2 и 3 главы 3 Закона N 44-ФЗ с учетом положений подпунктов "а" и "б" пункта 7 части 81 статьи 3 Закона N 223-ФЗ;

осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 93 закона N 44-ФЗ, с учетом положений подпунктов "а" и "б" пункта 8 части 81 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.

Определение поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфом 2 главы 3 Закона N 44-ФЗ предусматривает необходимость формирования извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 48, часть 1 статьи 49, часть 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ), требования к которому установлены статьей 42 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, реализация положений части 19 статьи 48 Закона N 44-ФЗ поставлена в зависимость от соблюдения положений пункта 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.

Определение поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфом 3 главы 3 Закона N 44-ФЗ предусматривает необходимость формирования документации о закупке (пункт 1 части 1 статьи 72 Закона N 44-ФЗ), которая в свою очередь должна также содержать предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.

В этой связи заказчики, указанные в части 81 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, руководствуются положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, поскольку применение указанной статьи предусмотрено в рамках реализации такими заказчиками положений параграфа 2 и 3 главы 3 Закона N 44-ФЗ.

Согласно части 7 статьи 15 Закона N 44-ФЗ в случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом N 44-ФЗ, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 - 30, 34, 35 Закона N 44-ФЗ не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Учитывая положения части 7 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, а также то, что иное по соответствующему вопросу в пунктах 1 - 8 части 81 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не предусмотрено, заказчики, указанные в части 81 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, положениями статьи 23 Закона N 44-ФЗ и принятого в реализацию ее части 6 акта Правительства Российской Федерации не руководствуются.

Заместитель
директора Департамента А.В. Гриненко