Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
статьи госзаказ

Кто такие профессиональные жалобщики в госзакупках

В мире госзакупок нередко можно услышать про профессиональных жалобщиков или, как их еще называют, «киллеров госзаказа». Кто же это такие? Зачем пишут жалобы? И как их выявить?

Профессиональные жалобщики – это чаще всего организации, но могут встречаться и физические лица, деятельность которых заключается в том, что они пишут жалобы в ФАС ради приостановки или отмены торгов. Для чего они это делают?! У профессиональных жалобщиков нет цели добиться справедливости или бороться с коррупцией. Хоть некоторые из них и позиционируют свои действия подобным образом. Основная цель жалобщиков – это получение прибыли.

Как действуют профессиональные жалобщики

Профессиональные жалобщики начинают свою длительность на этапе подачи заявок. Они не планируют участвовать в закупке и заключать контракт по результатам закупки. Эти компании не имеют нужных ресурсов, лицензий, зато прекрасно ориентируются в законе, знают все тонкости и нюансы, что позволяет находить ошибки – повод для жалобы. Далее начинается шантаж заказчика.

ФАС обязана реагировать на любое обращение. Даже если жалоба будет признана необоснованной, большая вероятность, что закупку отменят или приостановят, пока в отношении заказчика будет проведена внеплановая проверка. В ходе такой проверки антимонопольщиками могут быть выявлены другие нарушения, поэтому заказчики опасаются, когда на них жалуются. Обращение могут признать обоснованным, вынести предписание об устранении нарушений и начислить огромные штрафы. Часто заказчики соглашаются на условия шантажистов. Но бывают и такие, кто вступает с ними в борьбу.

Как выявить профессионального жалобщика

По некоторым признакам легко отличить профессионального жалобщика от добросовестного участника торгов. Для этого необходимо обратиться в реестр жалоб в ЕИС. Просмотрите там информацию об авторе жалобы.

Ø Как много жалоб подала эта организация или человек?

Ø Все ли жалобы были по одной сфере длительности или совершенно из разных отраслей?

Ø Имеет ли организация отношение к тому предмету закупки, по которой пишет жалобу? Имеет ли все необходимые допуски и СРО для участия в данной закупке?

Конечно, в госзаказе пытаются активно бороться с профессиональными жалобщиками. Ввели госпошлины на жалобы, требуют подтвердить опыт выполнения госконтрактов, ограничивают число жалоб на однотипные действия заказчиков. Но окончательно искоренить эту проблему госзакупок пока не удается.

Зато компетенция и профессионализм отдела госзакупок может стать гарантией от подобного рода мошенников. Работайте над повышением уровня квалификации: будьте в курсе изменений законодательства, соблюдайте все требования 44-ФЗ и 223-ФЗ, внимательно относитесь к работе, старайтесь минимизировать количество ошибок.