Депутаты предложили предусмотреть обязанность работодателей обеспечивать проезд сотрудников к месту работы и обратно в случаях, когда последние не могут воспользоваться общественным транспортом. Такая необходимость может возникнуть, например, в ночные смены, в силу неразвитости транспортной сети или в чрезвычайных обстоятельствах. Ст. 22 ТК
ПРОЕКТ № 586916-8
О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 22
Трудового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878;
2007, N 1, ст. 34; 2008, N 30, ст. 3613; 2010, N 52, ст. 7002; 2011, N 49, ст. 7031;
2012, N50, ст. 6954; N53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N48, ст. 6165; 2014, N
49, ст. 6918; 2017, N 1, ст. 46; N 27, ст. 3929; 2020, N 50, ст. 8052; 2021, N 17,
ст. 2885; N 47, ст. 7741) изменение, после слов «Работодатель обязан» дополнив
ее абзацем следующего содержания:
"обеспечить проезд работника до места работы и обратно при отсутствии
возможности воспользоваться общественным транспортом (ночные смены,
неразвитая сеть общественного транспорта в определенной местности,
чрезвычайные обстоятельства и иные схожие обстоятельства).".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Президент
Российской Федерации
О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 22
Трудового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878;
2007, N 1, ст. 34; 2008, N 30, ст. 3613; 2010, N 52, ст. 7002; 2011, N 49, ст. 7031;
2012, N50, ст. 6954; N53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N48, ст. 6165; 2014, N
49, ст. 6918; 2017, N 1, ст. 46; N 27, ст. 3929; 2020, N 50, ст. 8052; 2021, N 17,
ст. 2885; N 47, ст. 7741) изменение, после слов «Работодатель обязан» дополнив
ее абзацем следующего содержания:
"обеспечить проезд работника до места работы и обратно при отсутствии
возможности воспользоваться общественным транспортом (ночные смены,
неразвитая сеть общественного транспорта в определенной местности,
чрезвычайные обстоятельства и иные схожие обстоятельства).".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 22
Трудового кодекса Российской Федерации"
В силу новых требований к такси весь 2023 год в России растут цены на
этот вид транспорта. Рост цен в отдельных регионах достигает 44%, а по
данным Росстата, с января по сентябрь средняя стоимость поездки выросла
на 16% и побила исторический рекорд десятилетней давности.
Для некоторых категорий работающих граждан использование услуг
такси является далеко не роскошью, а производственной необходимостью, так
как начинают или заканчивают рабочую смену они в ночное время, когда
общественный транспорт уже не ходит либо в целом неразвита сеть
общественного транспорта в определенной местности и нет иных
общедоступных способов добираться на работу.
Ответственные работодатели предусматривают такие траты в трудовом
договоре и оплачивают услуги такси для сотрудников, обеспечивают проезд.
Однако законодательно данная обязанность работодателя не закреплена, что
влечет уменьшение дохода тех работников, чьи руководители не заботятся об
этих расходах. Возникает существенная разница в предоставляемых
работодателями условиях труда вопреки принципу равенства в трудовых
отношениях.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 22 Трудового
кодекса Российской Федерации, согласно которому к обязанностям
работодателя добавится обеспечение проезда работника до места работы и
обратно при отсутствии возможности воспользоваться общественным
транспортом (ночные смены, неразвитая сеть общественного транспорта в
определенной местности, чрезвычайные обстоятельства и иные схожие
обстоятельства).
Инициатива согласуется с позицией Министерства финансов РФ
(письмо Минфина от 22.12.2022 N 03-04-07/125960), что такая оплата
работодателем такси не приводит к возникновению у работников дохода,
подлежащего обложению налогом на доходы, при соблюдении двух условий: -
оплата работодателем проезда своих сотрудников в ночное время до места
работы и обратно обусловлена производственной необходимостью и
отсутствием у работников возможности воспользоваться общественным
транспортом; - оплата производится в пользу транспортной организации,
осуществляющей такие перевозки.
При этом исходя из сложившейся практики организация
налогоплательщик вправе отнести в состав расходов затраты, связанные с
перевозкой работников службами такси, если данные расходы обусловлены
технологическими особенностями производства либо предусмотрены
трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как
система оплаты труда, а также произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода, и соответственно уменьшить полученные
доходы, подлежащие налогообложению.
Законопроект доработан с учетом позиции стороны Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,
представляющей общероссийские объединения профсоюзов, поддержавшей
концепцию настоящего проекта федерального закона.
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 22
Трудового кодекса Российской Федерации"
В силу новых требований к такси весь 2023 год в России растут цены на
этот вид транспорта. Рост цен в отдельных регионах достигает 44%, а по
данным Росстата, с января по сентябрь средняя стоимость поездки выросла
на 16% и побила исторический рекорд десятилетней давности.
Для некоторых категорий работающих граждан использование услуг
такси является далеко не роскошью, а производственной необходимостью, так
как начинают или заканчивают рабочую смену они в ночное время, когда
общественный транспорт уже не ходит либо в целом неразвита сеть
общественного транспорта в определенной местности и нет иных
общедоступных способов добираться на работу.
Ответственные работодатели предусматривают такие траты в трудовом
договоре и оплачивают услуги такси для сотрудников, обеспечивают проезд.
Однако законодательно данная обязанность работодателя не закреплена, что
влечет уменьшение дохода тех работников, чьи руководители не заботятся об
этих расходах. Возникает существенная разница в предоставляемых
работодателями условиях труда вопреки принципу равенства в трудовых
отношениях.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 22 Трудового
кодекса Российской Федерации, согласно которому к обязанностям
работодателя добавится обеспечение проезда работника до места работы и
обратно при отсутствии возможности воспользоваться общественным
транспортом (ночные смены, неразвитая сеть общественного транспорта в
определенной местности, чрезвычайные обстоятельства и иные схожие
обстоятельства).
Инициатива согласуется с позицией Министерства финансов РФ
(письмо Минфина от 22.12.2022 N 03-04-07/125960), что такая оплата
работодателем такси не приводит к возникновению у работников дохода,
подлежащего обложению налогом на доходы, при соблюдении двух условий: -
оплата работодателем проезда своих сотрудников в ночное время до места
работы и обратно обусловлена производственной необходимостью и
отсутствием у работников возможности воспользоваться общественным
транспортом; - оплата производится в пользу транспортной организации,
осуществляющей такие перевозки.
При этом исходя из сложившейся практики организация
налогоплательщик вправе отнести в состав расходов затраты, связанные с
перевозкой работников службами такси, если данные расходы обусловлены
технологическими особенностями производства либо предусмотрены
трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как
система оплаты труда, а также произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода, и соответственно уменьшить полученные
доходы, подлежащие налогообложению.
Законопроект доработан с учетом позиции стороны Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,
представляющей общероссийские объединения профсоюзов, поддержавшей
концепцию настоящего проекта федерального закона.