Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
статьи госзаказ

Вправе ли организация отказаться от заключения контракта в рамках гособоронзаказа

В соответствии с ч. 6.1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” заключение контракта обязательно для хозяйствующего субъекта, занимающего в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона доминирующее положение, при условии отсутствия у него обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта.

Отсюда следует, что если исполнитель, являющийся единственным поставщиком, или поставщиком, занимающим доминирующее положение на рынке, отказывается или уклоняется от заключения контракта по ГОЗ, то ему грозит административная или даже уголовная ответственность.

Но законом установлено несколько случаев, когда отказ будет считаться обоснованным:

· экономическая обоснованность отказа;

· технологическая обоснованность отказа;

· отсутствие возможности производства или поставки продукции.

К сожалению, ни законодательство, ни официальные источники не дают конкретного описания того, как должен выглядеть и что содержать тот самый «обоснованный отказ». Но если обратиться к судебной практике, то можно сделать заключение, что можно считать необоснованным отказом.

Например, если производство товара, необходимого для гособоронзаказа, необоснованно сокращено или прекращено, то это не будет служить законным поводом для отказа выполнять ГОЗ. В данном случае будет оцениваться:

· объективная возможность производства или реализации товара на момент отказа, в том числе с учетом внешних условий функционирования организации на рынке;

· экономическая целесообразность производства товара на собственных или предложенных условиях с учетом ограниченности ресурсов, имеющихся в распоряжении

Если же говорить о конкурсных процедурах, то тут можно сказать, что отказаться от выигранного конкурса практически нельзя, контракт придется подписать.

Кроме того, стать поставщиком ГОЗ можно даже не участвуя напрямую в подобных закупках. Речь идет о случаях, когда ваша компания непроизвольно становится субподрядчиком. Но даже являясь поставщиком десятого уровня ГОЗ, вы обязаны обосновывать цену, исключением являются поставщики, определенные на базе конкурсных процедур.

В случае отказа или уклонения от контракта ГОЗ, компании грозит административная ответственность. Уголовная ответственность по гособоронзаказу предусмотрена за отказ или уклонение от заключения контрактов и договоров по ГОЗ только для тех, кто уже подвергся административному наказанию по ч. 1, 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ.
Статья 7.29.2. Отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа



1. Отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, если заключение такого государственного контракта является обязательным для указанных лиц, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика), занимающего в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа доминирующее положение, от заключения договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение такого договора является обязательным для указанного лица, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.