Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Нацрежим 44-ФЗ в 2025: правила, исключения, особенности

Порядок подачи заявок и внесение изменений

• Изменён порядок подачи заявок через ЕИС  
• Введены требования к заполнению структурированной заявки  
• В электронной форме указываются реестровый номер и баллы  
• Необходимо внести корректировку в инструкцию по подаче заявок  

Обоснование цены с учетом национального режима

• Описание объекта закупки с учётом нацрежима прописано в статье 33 закона  
• Описание объекта закупки касается только товаров, поставляемых товаров  
• Обоснование цены связано с описанием объекта закупки  
• Важно правильно описывать товары, особенно лекарства и медизделия  

Описание объекта закупки

• Описание объекта закупки включает характеристики российского товара  
• Описание объекта закупки не применяется к работам и услугам  
• Описание объекта закупки должно быть сделано до обоснования цены  

Запреты и ограничения

• Запреты и ограничения касаются отдельных видов товаров  
• В отношении некоторых товаров нельзя включать дополнительные характеристики  
• Если удалось обойти запреты и ограничения, можно включать дополнительные характеристики  

Описание объекта закупки при запрете товаров

• Если товар в запрете, но получен допуск минпромторга, необходимо дословно указать характеристики в описании объекта закупки.  
• Ранее эта норма была вскользь прописана, но теперь стала жёсткой.  
• Описание должно соответствовать полученному разрешению минпромторга.  

Обоснование неприменения запрета

• Обоснование неприменения запрета теперь включается в описание объекта закупки.  
• Ранее обоснование размещалось отдельно, теперь оно должно быть в описании.  
• Обоснование должно быть структурированным и включать сведения о товаре.  

Описание в конкурентных закупках и у единственного поставщика

• Описание применяется в конкурентных закупках и у единственного поставщика.  
• У единственного поставщика есть нюансы, связанные с применением каталога.  
• Описание в части 1, 1 статьи 33 применяется в конкурентных закупках у единственного поставщика.  

Национальный режим и запреты допуска

• Национальный режим в части запрета допуска применяется у единственного поставщика.  
• Запреты допуска действуют и раньше, но заказчики не соблюдали правила.  
• Если запрет не установлен, описание объекта закупки проводится обычным образом.  

Нюансы описания объекта закупки

• Описание объекта закупки зависит от типа объекта: товар, работа, услуга.  
• Если товар определяется как товар, применяется особый порядок описания.  
• Товары стран ЕС могут приравниваться к российским, но это не всегда логично.  

Подтверждение отсутствия российских товаров

• Подтверждение отсутствия российских товаров может быть сделано через поиск аналогов.  
• Количество товаров и аналогов должно быть указано в описании объекта закупки.  

Ограничение конкуренции и описание объекта закупки

• Казначейство рекомендовало минимум 2 аналога для описания объекта закупки.  
• Если нет российских аналогов, можно использовать евразийские.  
• Описание должно включать характеристики, виды и показатели характеристик.  

Поиск аналогов и обоснование цены

• Аналоги должны соответствовать характеристикам объекта закупки.  
• Обоснование цены важно для контроля и обоснования закупок.  
• Поставщики должны быть из региона преимущественной поставки.  

Проблемы с описанием объекта закупки

• Законодатели создали много вопросов, но мало правил.  
• Описание объекта закупки должно быть конкретным и не ограничивающим конкуренцию.  
• Не стоит придумывать характеристики, если нет аналогов.  

Национальный режим и обоснование цены

• Национальный режим может применяться к контрактам с запретом допуска.  
• Можно купить иностранный товар, если нацрежим не применяется.  

Обоснование начальной цены с учётом нацрежима

• Порядок описания объекта закупки и обоснования цены касается только 44 закона.  
• Национальный режим, механизмы, запреты и ограничения распространяются на 2, 2, 3 законы.  
• Особые правила обоснования цены применяются в медицине, лекарствах, охране, регулярных перевозках и строительных работах.  

Особенности обоснования цены

• В постановлении 18 75 есть подпункт 2 пункта 7, который больше, чем часть 1 статьи 33.  
• Вопросы по подтверждению отсутствия российских аналогов остаются без ответа.  
• Особый порядок обоснования цены применяется к товарам, включенным в перечни 1 и 2.  

Нюансы обоснования цены

• Особый порядок не применяется к лекарствам и продуктам питания.  
• Коммерческие предложения должны быть схожими с описанием объекта закупки.  
• Метод сопоставимых рыночных цен используется для обоснования цены.  

Поиск российских аналогов

• Запрос в гисп делается для поиска производителей продукции.  
• Если в гисп нет информации, запрос делается в реестр контрактов по 44 закону.  
• В реестре контрактов можно запрашивать информацию на товары стран ЕС.  

Исключения из особого порядка

• Особый порядок не применяется, если есть специальный порядок для медизделий.  
• Если не применяется запрет допуска, обоснование цены идёт по обычному правилу.  
• Если начальная цена контракта или цена с единственным поставщиком составляет 5 000 ₽, это может быть исключением.  

Обоснование цены в конкурентных закупках

• Начальная цена конкурентной закупки не должна превышать 5000 ₽ за единицу товара.  
• Если цена единицы товара превышает 5000 ₽, обоснование цены должно вестись через обычный порядок.  
• В случае, когда цена единицы товара не превышает 5000 ₽, но общая цена договора или начальная цена конкурентной закупки превышает 1000000 ₽, обоснование цены также должно вестись через обычный порядок.  

Использование цен из различных источников

• Цены должны быть получены из реестра контрактов, гис или других источников.  
• Запросы должны быть сделаны на электронную почту, а не через личные кабинеты.  
• Запросы на иностранные товары не учитываются, если они не получены от производителей или поставщиков.  

Подтверждение запросов

• Необходимо фиксировать отрицательные результаты поиска информации.  
• Входящие и исходящие номера должны быть зарегистрированы в журналах или электронных системах.  
• В обосновании цены нужно указывать, что запросы были сделаны и результаты зафиксированы.  

Период и регион поиска

• Период поиска в реестре контрактов не ограничен, но рекомендуется искать не более года.  
• Регион поиска должен соответствовать региону заказчика.  

Общие рекомендации

• Рекомендуется фиксировать запросы и результаты в произвольной форме.  
• Важно соблюдать правила и рекомендации, чтобы избежать ошибок и нарушений.  

Анализ минимума

• Минимум 50 вопросов по приказу 567  
• Вопросы заказчиков по выполнению норм  

Проблемы с поиском контрактов

• Отсутствие фильтра по стране происхождения в ЕИС  
• Бесконечный перебор контрактов для поиска цен  
• Возможность реализации поиска по документам приёмки в программе эконом эксперт  

Рекомендации по запросам

• Неоднозначность рекомендаций по количеству запросов в ГИСП  
• Возможность ужесточения контроля за обоснованием цены  

Подтверждение отсутствия производителей

• Отсутствие обязанности подтверждать отсутствие производителей в ГИСП  
• Рекомендуется фиксировать документально отсутствие ответов  

Проверка и доказательства

• Доказывать попытки выполнения норм не нужно, но при проверке финансового контроля это может потребоваться  
• Вопрос о возможности использования 2 ответов из ГИСП в обосновании цены  

Метод сопоставимых рыночных цен

• Метод сопоставимых рыночных цен предполагает использование средней цены  
• Возможность использования минимальной цены в целях экономии бюджетных денег  

Позиция финансового контроля

• Ценовое предложение должно содержать весь перечень товаров в количестве, равном в извещении или контракте  

Нормативные требования к сопоставимости ценовых предложений

• Сопоставимость ценовых предложений важна для финансового контроля.  
• Количество товара в ценовом предложении должно быть идентично количеству в извещении.  
• Несопоставимость количества может привести к штрафам.  

Преимущества и запреты в закупках

• Преимущества указываются при покупке товаров, не включенных в перечни 1 и 2.  
• Если товар не включен в перечни, преимущество не устанавливается.  
• Запрос в минпромторг о наличии российских аналогов не всегда дает точный ответ.  

Алгоритм поиска российских аналогов

• Описание объекта закупки должно соответствовать выбранным российским товарам.  
• Сначала искать в реестре промышленной продукции, затем в реестре евразийских товаров.  
• Если нет аналогов, фиксировать отрицательные результаты поиска и использовать другие источники цен.  

Различия в процедурах закупок

• Различия в требованиях к составу заявки и документам.  
• Небольшие различия в том, кто вправе обойти запреты.  
• Запреты, ограничения и преимущества одинаковы, различия в процедурах.  

Обоснование цены и механизмы закупок

• Обоснование цены и механизмы закупок одинаковы для 44 и 223.
• Постановление 1875 регулирует основания для отклонения заявок.

Изменения в закупках

• Изменения в основаниях для отклонения заявок.  
• Пункт 4 отклоняет заявки по запретам, пункт 5 — по ограничениям.  
• Важно правильно указывать основания для отклонения заявок.  

Национальный режим и его применение

• Национальный режим применяется в конкурентных и внеконкурентных закупках.  
• Сначала отклоняются заявки по другим основаниям, затем применяется национальный режим.  

Различия между 44 и 223

• Различия в документах и процедурах для 223.
• Постановление 1875 определяет перечень документов для подтверждения страны происхождения.

Запреты и ограничения

• Запреты и ограничения применяются в зависимости от объекта закупки.  
• В рамках гособоронзаказа запреты распространяются на любые товары, работы, услуги.  

Преимущества и их применение

• Преимущества применяются на товары, не включенные в перечни запретов и ограничений.  
• В текущем национальном режиме можно объединять товары с разными механизмами, но это не рекомендуется.  

Способы закупок и запреты

• Запреты работают на все способы закупок, включая конкурентные и единственного поставщика.  
• Запреты оцениваются при рассмотрении заявок, предложении или заключении контракта.  

Допуск и конкурентные закупки

• Механизм ограничений допуска настроен на заявку, а не на преимущества.  
• Преимущества присваиваются при ранжировании заявок, а не при рассмотрении предложений.  

Ограничения и преимущества на порталах

• На порталах малых закупок, таких как "Берёзка" и "Портал поставщиков", ограничения и преимущества не применяются.  
• Оферты и ценовые предложения на этих порталах не приравнены к заявкам по правилам статьи 43.  

Особенности для ДНР и ЛНР

• В период военного положения на территориях ДНР и ЛНР действуют особые правила закупок.  
• Заказчики могут не применять запрет, но ограничения и преимущества работают в полной мере.  

Правила подачи заявок и расчета преимуществ

• Важно понимать конкретный механизм запрета, ограничений и преимуществ.  
• В случае запрета или ограничений, заявка считается иностранной, если содержит хотя бы один иностранный товар.  
• Преимущество применяется ко всей заявке, даже если в ней всего один товар, попавший под преимущество.  

Рекомендации по обучению

• Лекторы часто рассматривают совокупность запретов, ограничений и преимуществ, что сложно для новичков.  
• Рекомендуется проводить отдельные мероприятия по каждому механизму, чтобы избежать смешений.  

Проверка кода в кпд 2

• В системе есть проверка кода на применение нацрежима  
• Подсказки помогают определить, какой товар попадает под запрет, ограничение или преимущество  

Национальный режим в закупках

• Все закупки должны соответствовать нацрежиму  
• Вопрос о необходимости предоставления режима возмещения закупки электронного аукциона  

Запреты, ограничения и преимущества

• Запреты полностью исключают иностранные товары  
• Ограничения допускают иностранные товары, но не работают по преимуществам  
• Преимущества не работают, если товар иностранный, и заявка применяется от всей суммы закупки  

Пример закупки

• Работы по окраске ограждения территории не попадают под нацрежим  
• Используемые материалы подрядчика не попадают под запрет, ограничение или преимущество  
• Режим не работает, если закупаются работы с поставляемыми товарами  

Рекомендации

• Если закупается работа с поставляемым товаром, режим будет применяться  
• В случае с работами с используемым материалом, режима не будет